Юлия Сунцова
Финансовым санкциям в этом году снова предшествовали очередные массовые проверки на протяжении трех недель. Улов: одно кафе на Страстном бульваре в Москве по требованию санитарного надзора уже приостановило свою работу, остальные заведения сети, по словам предпринимательницы, попадают под пресс миллионных штрафов.
На масштабную санитарную инспекцию, парализовавшую работу сети, Татулова отреагировала резким публичным заявлением.
О бюрократической канители с Роспотребнадзором Анастасия Татулова подробно рассказала накануне на своей страничке в Facebook. Пост бизнесвумен менее чем за сутки вызвал широчайший общественный резонанс. Свыше 700 репостов и 800 сочувствующих комментаторов, в том числе люди из бизнес-среды. На этой волне еще несколько коммерсантов рассказали о похожем личном опыте взаимодействия с надзорными фискальными инстанциями.
«Третью неделю нашу сеть проверяют плановой проверкой Роспотребнадзора. Три недели. Каждый день. Во все наши кафе приходят тётеньки, которые защищают вас от нас. Российский Потребительский Надзор.
И знаете, что я вам хочу сказать: это полный провал. Эта система прогнила с начала до конца. Я и много уважаемых занятых людей потратили много часов времени на попытки изменить ситуацию с разных сторон, но пока результата нет, его нет от слова совсем и поэтому:
- нас проверяют по требованиям 80 года,
- проверка каждая длится 5-6 часов,
- несколько дней подряд, 4 тётеньки без перчаток и шапок, на кухне, где любого сотрудника за это уволили бы, приходят и указывают мне, как мне следует организовывать свои бизнес и выжигать на досках буквы М и З,а хочется выжечь букву Б и Ж! и не на доске, а на вывеске этой волшебной организации, - пишет Анастасия Татулова.
Перечислю вам только журналы, которые должны быть на кухне чтобы потребитель был в безопасности. Они должны быть заполнены ежедневно:
- журнал гнойничковых заболеваний
- учета бактерицидных ламп
- замены фритюрного масла
- бракеражный.
И ещё они проверяют мою ли я в уксусе зелень… Скажите, хоть один человек моет зелень в уксусе? Нет. Знаете почему - ее выкинуть можно будет ровно через час. Но у нас такие санитарные правила...
Ни в одной стране мира нет этой ереси, ни в одной стране нет такого органа, ни в одной стране не контролируют процесс - контролируют результат. Это как если бы ДПС контролировал не превышение скорости, а состояние вашей машины и как именно вы нажимаете на педаль газа. Правда, это в нашей российской истории тоже было - назвалось техосмотр. Слава богу, ушло в историю.
Сегодня «АндерСон» на Страстном суд по требованию Роспотребнадзора закрыт. Не помогло ни письмо жильцов дома о том, что мы единственное кафе в этом доме на которое они не жалуются, ни то, что это единственное наше кафе в котором нет кухни. Мы там только продаём. Магазин у нас там. Знаете, за что нас закрыли? За требование, которое не позволяет работать торговым предприятиям без отдельной канализации.
Объяснить смысл этого, равно как и многих других требований Роспотребнадзора, невозможно. Выполнить его в большинстве зданий в Москве тоже невозможно. Это намертво устаревшая норма, которая никак не влияет на безопасность еды, о которой так печётся РПН (по официальной версии) . По неофициальной - у них есть план по штрафам, с которого они получают процент. Прикиньте, как здорово устроились, говорят, даже на полной самоокупаемости в Москве.
5 лет назад у нас уже было закрытие кафе: пострадала Братиславская. За «несоответствие площади кухни и зала». 90 дней кафе стояло закрытое, мы перенесли стенку на три метра, через полгода эту норму 60-х годов наконец-то отменили. Убытки наши составили больше 15 миллионов.
История повторяется, норму по канализации, наверное тоже отменят, потому что давным-давно эти вопросы решаются с помощью жироуловителей, как и разрывы, которые тоже требует РПН по СанПиНу. Но вот кто компенсирует мне убытки? Правильно. Никто. Я же сама решила быть предпринимателем. Зам. руководителя РПН московского так мне и сказала: «мне ваши сложности и разумность требований не интересует, мы по закону действуем».
И я никак не могу понять, почему нельзя просто полностью убрать эту никому не нужную структуру, жрущую деньги и время, и сделать на основе мирового опыта критерии проверка по которым займёт полчаса и будет предъявлять требования ТОЛЬКО к результату?
Вообще, если честно, в этой стране бизнесом заниматься может только человек с очень устойчивой психикой.
Кроме закрытия мы ждём также штрафы по итогам проверки сети, ориентировочно от 30 до 60 тысяч на каждое кафе. Итого: на сеть в районе 2 миллионов. Ну, вы помните, самоокупаемость...».
Рассказывая о своих взаимоотношениях с ведомством, владелица сети «АндерСон» упоминает, что проверки Роспотребнадзора – плановые, это означает, что проводятся они по инициативе чиновников, а не из-за жалоб гостей. Данная деталь может свидетельствовать о действительно высоких стандартах качества обслуживания в заведениях этого бренда ввиду масштабности бизнеса. Согласно информации с сайта сети семейных кафе «Андерсон», предприятие сегодня имеет собственную кондитерскую фабрику, службу кейтеринга, ряд лофтов и площадок для организации детских фестивалей и квестов, три с половиной десятка семейных кафе в Москве и Подмосковье. В последние годы сеть вышла за пределы Москвы и даже достигла международного уровня. 15 локаций открыто по франшизе в городах Московской области, Санкт-Петербурге, Тюмени, Ярославле, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Воронеже и за рубежом – в Астане, Баку, Алматы, Минске.
Сделанное бывшим маркетологом из Электростали, выпускницей «Сколково» Анастасией Татуловой за 10 лет можно считать настоящим прорывом в ресторанном бизнесе. Выручка сети на 2016 год показывала 1,6-миллиардный оборот (по подсчетам Forbes Woman). Открытое в 2009 году семейное кафе в Коньково сегодня стало крупной и популярной федеральной сетью, с сотнями сотрудников и автоматизированными системами и уверенно шагнуло на заграничный рынок. Бизнес этот относится к сектору реального производства – большую часть своего времени Анастасия проводит на фабрике, а окна ее кабинета выходят на собственные цеха.
Анастасия Татулова – первая женщина в России, о которой Forbes Woman пишет второй раз.
Основательница «АндерСона» не раз заявляла и доказывала, что концепция заведений для нее на первом месте и ради развития и целостности бренда она готова терять в деньгах. Просторные игровые зоны для детей стали открываться во всех кафе сети, а инструкции в виде брошюры-комиксов под названием «12+1 необыкновенных историй из жизни медведа Густава» выдают будущим сотрудникам на изучение еще на этапе собеседования. В 2017 году Татулова отказалась от прибыльных бизнес-ланчей, отклонив все таблицы с цифрами от коммерческих директоров и их настойчивые просьбы не принимать экономически неверное решение. «На бизнес-ланчи стоит очередь, в кафе шум и гам, как в столовой, а маме с ребенком некуда сесть», для основательницы было жизненно важно сохранить изначальную концепцию заведений: семейное пространство для «жизни-праздника», писал Forbes в 2017 году.
В 2017 году Татулова запланировала запустить еще 12 кафе в Европе, в том числе два по франшизе в Риге и Берлине и еще одно в Баку, и заговорила о расширении профиля сети дальше от детского общепита и развлечений.
Кейтеринг-направлению Татуловой на конкурсной основе удалось выиграть обслуживание ежегодных городских фестивалей «Домашний очаг», «Seasons», «Другие вещи», «Усадьба Джаз», «Пикник Афиши», День города, гонок MoscowCityRaicing, проходивших на Красной площади. Последним достижением стало заключение контракта на кейтеринг на встрече Владимира Путина с доверенными лицами в Политехническом музее.
Нынешние столкновения с проверяющими – не первый инцидент за последние годы. В декабре 2018 года Татулова рассказывала о других, не менее захватывающих мероприятиях против нее, которые назвала рейдерством:
« «АндерСон» на «Тульской» так и стоит опечатанный <…> его захватили бандиты. Натуральные. Одни бандиты отнимают помещение у других бандитов, а следователь СК издаёт идиотское распоряжение о передаче одной из сторон на ответственное хранение помещения, которое у нас в десятилетнем договоре аренды. Неделю ровно я не могу сделать ничего. Помещение захвачено бандитами. Вход охраняет ЧОП. Бандиты говорят: «Давайте деньги, тогда откроем». 90-е вернулись в мою жизнь. Самое странное и грустное, что, побывав в Московской прокуратуре, Генпрокуратуре, СК, управлении СК по Москве, Симоновской межрайонной прокуратуре, добиться того, чтобы людей заставили вернуть арендуемое мной помещение, за которое я плачу деньги, я не смогла. Следователь популярно объяснил, что ему на мои права плевать и лучше «договориться» с теми, кто захватил. То же «посоветовал» прокурор Симоновского района. И вы знаете, сегодня я заплатила им деньги, но кафе пока так и стоит закрытое. С продуктами внутри. Все праздники оттуда перенесены. Убытки огромны».
О первых массовых проверках Анастасия Татулова сообщила в октябре 2017 года. Это были проверки внеплановые, предпринимательницу пытались ловить на продаже алкоголя и мухах:
«Нет больше сил моих. Пятая проверка за месяц. Трёпка нервов, вымогательство, хамство. Приводят подставных людей, чтобы мы им продали алкоголь. Когда не получается — пишут в акте что увидели муху и бдительно не смогли пройти мимо. Чего стоит одна только фраза на выходе «Посмотрим, кому поверят — сотрудникам полиции или каким-то предпринимателям», - писала она тогда.
Борьба с избыточными проверками бизнеса привела к их росту в полтора раза, сообщают в среду «Ведомости». С внедрением риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля число проверок малого и среднего бизнеса в России не сократилось, а выросло, сообщил на конференции «Деловой России» начальник управления Генпрокуратуры по надзору за соблюдением прав предпринимателей Алексей Пухов. Причина может быть в совпадении по времени начала реформы с окончанием трехлетних «надзорных каникул» для малого и среднего бизнеса (оно было на 1 января этого года. В результате на 2019 год надзорные ведомства запланировали к исполнению 690 000 проверок против 412 000 в 2018 году.
В реальности проверок на порядок больше, чем видит Генпрокуратура: экспертный центр оценивает их количество в 10 млн в год. Это означает, что на каждое из зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса приходится по две проверки в год, сообщает «Ведомостям» руководитель Экспертного центра при уполномоченном при президенте по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович.
Правительство начало реформу контрольно-надзорной деятельности в 2016 году. Заявленная цель: переориентировать контрольно-надзорную деятельность на систему предотвращения рисков, снять непосильную контрольную нагрузку на малый бизнес и проверять только объекты, где риски вреда действительно велики. Однако органы контроля быстро нашли способ противодействия: категории рисков расширены так, чтобы только увеличить число проверок, пишет The Bell.
«Провал реформы был неизбежен из-за сложившегося «неразрушимого массива» ГОСТов, избыточных и устаревших требований, позволяющего подвести под проверку любое предприятие», - подытоживает издание.
Комментарий Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве Татьяны Минеевой:
«Мы ждём обращения от Анастасии Татуловой в связи с этой ситуацией. Она имеет два измерения. Первое - ситуационное. Наши юристы тщательно проанализируют правовые позиции сторон, оправдано ли было применение таких жёстких мер? Второе - системное. В случае Роспотребнадзора мы имеем дело с тем, что принято называть избыточным регулированием. Даже если проверяющие действовали в рамках закона, возникают вопросы к таким нормам КНД. И это повод поднимать эту проблему на самом высоком уровне», - заявили в аппарате омбудсмена "Новым Известиям".
«Новые Известия» направили в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) информационный запрос с просьбой разъяснить ситуацию с массовыми проверками сети семейного кафе «АндерСон».