Многим казалось, что Назарбаев не способен оставить власть, как и другие постсоветские лидеры, ведь исторический опыт этого пространства гласил: стоит даже самому могущественному президенту ослабеть и оставить власть, как он теряет все.
Однако после почти 30-летнего президентства Назарбаев удивил всех. Что же сподвигло его заявить о сложении полномочий? Автор считает, что главным мотивом стала сама История. На его глазах с разной степенью везения уходили из власти довольно крепкие правители, многих из которых он знал лично, неоднократно беседовал и встречался.
Да, он никогда не скрывал, что видит себя казахским Вашингтоном, Ататюрком, отцом-основателем государства Республика Казахстан, но никогда не входил в число тех лидеров, которые после лишения власти смогут спокойно возглавлять завод в Минске, или стать профессором в Москве или пополнить число диктаторов-неудачников где-нибудь в Ростове или Арабских Эмиратах.
Главной причиной, по которой он решил не идти на новый президентский срок, было не отсутствие желания, а тупиковость такого сценария. После 97% набранных им на последних выборах, других цифр быть не может. А иной сценарий, даже изменение конституции и отказ от прямых выборов, мог привести если не к цветной революции, то к международной изоляции страны. И тогда бы возникла угроза остаться один на один с Россией и Китаем. В большей степени с Россией, которая становится все более непредсказуемой и опасной для соседей, и на которую приходится всего лишь 9–10% инвестиций или казахстанского экспорта.
Снова стать колонией России? Назарбаев делать этого не собирался, хотя и был инициатором многих интеграционных проектов, но только в бизнесе.
К тому же было особенно заметно, что именно потомки, поколение независимости, интересуют Назарбаева куда больше, чем поколение его ровесников или детей. Он, как мне кажется, прекрасно понимал природу суесловий и славословий, которыми его окружали ближний круг, госаппарат, представители правящей партии, лидером которой он остается и после вчерашнего ухода с должности. Наверняка он осознавал, что его место в истории, оценка его заслуг будет зависеть именно от молодежи. И ему доставало мудрости не лезть в душу молодых, пытаясь навязать культурные и моральные правила, запретить рэп и так далее.
Скорее всего он остро чувствовал растущую пропасть между собой и молодыми поколениями, и наверняка ощущал дефицит взаимопонимания. Логично предположить, что и его решение сложить полномочия было продиктовано задачами более стратегическими, чем простое самосохранение или удержание власти.
В последние 10 лет Назарбаев не мог не чувствовать нарастающей усталости общества от его правления, глухого недовольства, периодически взрывавшегося шумными событиями, митингами, акциями протеста, и он понял, что изменилось само общество.
И сегодня перед ним стоит задача не просто обеспечить себе гарантии, но и перераспределить каким-то образом свою власть, доказать, что назарбизм – это больше чем сам Назарбаев.
Как будет дальше выстраиваться «казахский Сингапур», гадать бессмысленно. Главное, что система будет усложняться. Казахстан вступил в период транзита, когда вслед за завершением эпохи нефти в экономике завершается эпоха и в политике. И в этой истории Назарбаеву ещё предстоит сыграть важную роль.