Posted 16 марта 2019, 13:53

Published 16 марта 2019, 13:53

Modified 7 марта, 16:20

Updated 7 марта, 16:20

Самая ожидаемая выставка года открылась в Новой Третьяковке

16 марта 2019, 13:53
Экспозиция, расположенная на трех этажах самых крупных выставочных залов Третьяковской галереи, демонстрирует произведения мастера, созданные с 1870-х по конец 1920-х годов, и охватывает более 50 лет творчества Репина. Помимо хрестоматийных картин, известных всем с детства по школьным учебникам

Генеральный спонсор выставки — Банк ВТБ, давний друг и партнер Третьяковской галереи.

На выставке представлены ключевые картины Репина. Созданное во время ученичества в Академии художеств полотно «Бурлаки на Волге» (1870–1873, ГРМ) стало своего рода манифестом русской жанровой живописи. Его новизна — в постановке главных вопросов бытия через обращение к простому человеку. В этом произведении художник впервые обращается к мотиву шествия, процессии — мотиву, который впоследствии станет одним из наиболее выразительных композиционных решений в построении ряда важнейших работ мастера, в том числе этапной в творчестве Репина и русском искусстве в целом картине «Крестный ход в Курской губернии» (1881–1883, ГТГ). Перед зрителями рождается собирательный образ «Руси во всем ее величии и во всем ее будничном безобразии» (В.В. Стасов). Как и все главные картины Репина, она была принята неоднозначно – некоторые критики обвиняли художника в антипатриотизме и антирусскости. Картина «Не ждали» (1884–1888, ГТГ) подводит итог народнической серии произведений Репина. Впервые представленная на передвижной выставке, она собирала толпы зрителей, обсуждавших судьбу героя: один из критиков уподобил его Мессии со знаменитого полотна Александра Иванова, многие другие увидели в нем блудного сына из евангельской притчи.

Самое популярное у зрителей полотно Репина — «Запорожцы» (1880–1891, ГРМ). Большая «хоровая» картина привлекает публику остроумно выстроенной композицией, многоцветной живописью, колоритными персонажами. В ней художник восхищается жизнелюбием и энергией «рыцарей XVII века». Монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1901–1903, ГРМ), написанное по официальному заказу, демонстрирует высочайший уровень мастерства художника. Точно найденное композиционное решение, виртуозно разработанная колористическая гамма позволили Репину реализовать трудную пластическую задачу — передать живую атмосферу протокольной церемонии и создать коллективный портрет царских сановников, дав каждому точную образную характеристику. Неистощимой любовью к жизни и восторженным отношением к искусству отличаются поздние произведения художника. Картина «Гопак. Танец запорожских казаков» (1926–1930, частное собрание), последнее полотно Репина, наполнено эмоциональностью и витальной энергией, которые передает 85-летний мастер. Смелое художественное решение этой работы демонстрирует, что Репин никогда не останавливался в своих живописных поисках.

Ретроспектива Ильи Репина в Третьяковской галерее открывает серию выставок, посвященных 175-летию со дня рождения художника, которые пройдут в 2019–2020 году в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пти-Пале в Париже и в Художественном музее Атенеум в Хельсинки. Этот международный проект призван не только акцентировать значение творчества Репина для отечественной культуры, но и подчеркнуть важность наследия мастера для европейского искусства в целом.

Выставка работает до 18 августа, залы графики будут закрыты чуть раньше, в середине июня — успейте посетить.

Подпишитесь