Дословно на вопрос "Новых Известий" о том, какие меры принимаются именно сейчас, после того, как министр иностранных дел Сергей Лавров побывал 6 марта в Кувейте, а Мария Лазарева осталась сидеть в тюрьме, спикер МИДа сказала следующее:
"Я могу сказать, что содействие осуществляется, оно разное, оно многоплановое. И существует различные примеры того, как решались эти вопросы, и они безусловно регулируются на правовой основе - я всегда это подчеркиваю - но безусловно так же и внешнеполитические факторы задействуют. Вот в данном случае могу только этим и ограничиться. Если у вас есть более конкретные вопросы, я готова на них так же ответить".
Вопросы "Новых Известий" были пересланы по электронной почте:
1. Как известно, 10 марта состоялось заседание Апелляционого Суда Кувейта, который не принял решения об освобождении Лазаревой из тюрьмы и прошел в духе предыдущих судебных процессов, охарактеризованных английскими и американскими юристами как "грубейшеее нарушение прав человека"... Согласны ли в российском МИДе с такой трактовкой дела Лазаревой?
2. Насколько нам известно, в данный момент складывается уникальная возможность более тесной координации усилий РФ, США и Великобритании по освобождению и снятию всех обвинений против Марии Лазаревой. Совместные действия представителей официальных кругов и бизнес-сообществ этих стран по этому вопросу могли бы стать позитивным прецедентом во взаимоотношениях стран, между которыми есть немало противоречий?
3. Известно, что в США в отношении преследователей М.Лазаревой не исключают применения "закона Магнитского". Может ли такой вариант стать причиной новых разногласий с заокеанскими партнерами?
4. Существуют ли, на Ваш взгляд, факторы, которые могут помешать или ограничить помощь Марии Лазаревой со стороны властей России?..
Надо заметить, что во время трехчасового брифинга Мария Захарова очень подробно рассказывала о борьбе властей России за права наших граждан, оказавшихся в заключении в разных странах. Речь шла об арестованном в Киеве Кирилле Вышинском, о русских моряках в Африке, о гонимом учителе в Литве... Мария Лазарева в этот список не попала.
Возможно, причина в том, что прошло слишком мало времени после визита Лаврова в Кувейт, и власти этой арабской страны еще не определились со своим решением. Хотя защитники Лазаревой надеялись на то, что апелляционный суд Кувейта на заседании 10 марта освободит Машу под залог, внесенный ее компанией (напомним, что глава крупной инвестиционной компании Лазарева сидит в камере 10 кв метров с 7-ю женщинами, осужденными по уголовным статьям, а на воле у нее остается пятилетний сын). Тем самым судья и бюрократия Кувейта проявили неуважение к России. И не только к ней!
10 марта компания Марии Лазаревой The Port Fund сделала официальное заявление после суда 10 марта, в котором прямо сказано:
"После скоординированных многонациональных усилий высокопоставленных чиновников, бывших чиновников и частных лиц из США, России и Великобритании, направленных на демонстрацию невиновности Лазаревой, этот отказ является серьезным оскорблением для всех трех стран."
Получается, что пока Россия публично не ответила на бездействие Кувейта.
Тем временем международные защитники Маши (Марши) Лазаревой, среди которых сын экс-президента США Нил Буш, Луи Фри - бывший директор ФБР, Джим Николсон - бывший министр по делам ветеранов США, бывший представитель США Эд Ройс, британский адвокат Лорд Карлайл и члены парламента Великобритании, оказывают серьезное давление на президента США Трампа и Госсекретаря Помпео (он собирается прилететь в Кувейт в ближайшее время) с целью освободить Лазареву и закрыть очевидно заказные уголовные дела, инициированные конкурентом из фирмы Agility.
"Отчеты, проведенные группой экспертов по разведке, представляют серьезные и убедительные доказательства невиновности г-жи Лазаревой, - сказал Луи Фри. - Несправедливо лишать свободы и преследовать госпожу Лазареву на основании доказательств, на основании которых ни один разумный суд не придет к выводу о ее виновности."
Доклады экспертов были представлены заместителю Премьер-Министра и министру иностранных дел Кувейта.
Если власти этой страны не прислушаются к требованиям защитников Лазаревой, Кувейт рискует потерять доверие иностранных инвесторов, без которых развитие экономики невозможно.