Posted 13 марта 2019, 17:11

Published 13 марта 2019, 17:11

Modified 7 марта, 16:24

Updated 7 марта, 16:24

Подышать без проблем: в России появилась интерактивная карта «SOS! Воздух»

13 марта 2019, 17:11
На этой карте можно не только найти информацию о степени загрязнения окружающей среды в каждом конкретном месте, но и сообщить об обнаружении нового источника загрязнения

Ирина Зиганшина

Это первый в России проект, в котором собрана наиболее полная информация по автодорогам и стационарным объектам, которые загрязняют воздух, а также указаны пункты мониторинга окружающей среды и «горячие точки», из которых приходит больше всего жалоб.

Экологи уверены, что интерактивная карта «SOS! Воздух» позволит людям увидеть реальную картину загрязнения воздуха в своем районе и поменять её к лучшему.

Одной из главных функций этой карты ее создатели считают возможность отправлять жалобы на загрязнение воздуха, которые Гринпис передаст в Роспотребнадзор для проверки и принятия мер.

«Конечно, чиновники могут прислать отписку, - пишет сайт организации, однако карта даёт больше шансов, что они отреагируют, поскольку, если жители какого-то района будут посылать десятки или сотни жалоб, а их продолжат игнорировать, это сразу станет заметно на карте.»

Отдельный слой карты изображает стационарные источники загрязнения: заводы, свалки, мусоросжигательные заводы, ТЭЦ и другие объекты. Информацию по ним проверяют и дополняют волонтёры, так что со временем у каждого объекта должны появиться подробный список веществ, которыми он загрязняет воздух, и радиус санитарно-защитной зоны, где нельзя строить жилые дома.

Другой слой показывает автодороги, поскольку именно с автотранспортом связано 80-90 % загрязнения воздуха в крупных российских городах, тем более, что в отличие от вредных производств, расположенных обычно далеко от жилья, автомобили загрязняют воздух на каждой улице и в любом дворе.

Слой постов мониторинга необходим потому, что загрязнение воздуха в России измеряют разные ведомства, а единого официального ресурса, на котором можно увидеть результаты не существует. По мере развития карты на ней могут появиться и независимые системы мониторинга, созданные в разных городах.

Теперь о том, как это работает.

В правом верхнем углу расположены кнопки, отвечающие за разные слои карты:

  • адреса жалоб на загрязнение воздуха;
  • стационарные источники загрязнения;
  • автодороги;
  • посты мониторинга воздуха.

Вы можете скрыть слой, который вам сейчас не нужен, нажав на одну из них.

Вы можете получить более подробную информацию по стационарным источникам загрязнения (заводам, свалкам и т.д.), участкам автодорог и постам мониторинга воздуха, кликнув по ним.

Кликнув по кнопке «SOS! Воздух», вы откроете форму жалобы на загрязнение воздуха и сможете ввести адрес точки, где часто чувствуете загрязнение воздуха, неприятный запах или пыль, либо указать эту точку на карте. В выпадающем меню вы можете указать предполагаемый источник загрязнения воздуха, а в поле для комментариев описать ситуацию подробнее. Гринпис отправит в Роспотребнадзор жалобу с требованием провести проверку на основе этих данных...

Московский эксперт-эколог, попросивший не называть его имени, отозвался об этой новости достаточно скептически:

«Гринпис запустил карту наконец, которая помогает установить точечные очаги загрязнения. Помогают в обновлениях волонтеры, мы вот тоже стали волонтерами, очень надеюсь, что не посадят.

Чтоб вы просто знали, что волонтеры там - это более менее подкованные люди, которые могут определить химический состав загрязнения и имеют оборудование за свой счет. Пока еще очень мал технический охват, но хоть что-то.

Сам Гринпис тоже у меня не вызывает огромного доверия, как правило, сильного давления он не выдерживает. Так что проект пока слаб, по природе своей эфемерен, но родился. Надеюсь на его развитие и какую-то все-таки более менее помощь нам, оказавшимся заложниками ситуации.

Теоретически туда можно отправлять заявки на запахи, а на практике полезно знать, что именно происходит у вас под боком в химическом плане. Вы всегда можете написать в известные вам блоги к биохимику не на пенсии и спросить, чем лучше защититься от монооксида азота или метана, потому что способы выведения и защиты достаточно разные для разного вида загрязнений.

P.S. Кстати, у нас сейчас на контроле участки восточного округа в Москве. Хочу спросить местных, есть у вас ближе к м. Преображенская какие-то очаги мусорных свалок, потому что там в общем и целом зашкаливает показатель свалочного газа, и хорошо бы понять, это долетает уже из Подмосковья или местная проблема, официальные органы, конечно, говорят, что ничего подобного нет...»

Проблема загрязнения воздуха, к сожалению, воспринимается большинством людей достаточно спокойно. А ведь на самом деле она одна из самых серьезных, с которыми сталкивается современное человечество.

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Европейского общества кардиологов European Heart Journal загрязнение воздуха может привести к удвоению числа так называемых «дополнительных», то есть вызванных воздействием внешних факторов, смертей в Европе.

Используя новый метод моделирования воздействия различных источников загрязнения атмосферного воздуха на уровень смертности, исследователи установили, что в 2015 году он вызвал 790 000 «дополнительных» смертей в Европе, из которых от 40 до 80% были связаны с сердечно-сосудистыми заболеваниями, такими как сердечные приступы и инсульт. Загрязнение воздуха вызвало вдвое больше смертей по этим причинам, чем от респираторных заболеваний.

Если прежде считалось, что загрязнение воздуха вызывает примерно 4,5 миллиона «дополнительных» смертей во всем мире, то теперь эта цифра удвоилась и составляет 8,8 миллиона в год, или 120 «дополнительных» смертей на каждые 100 тысяч человек. При этом, средняя ожидаемая продолжительность жизни снижается более, чем на два года. Это даже больше, чем от курения табака, которого можно избежать, тогда как загрязнения воздуха - нет.

Исследователи использовали данные об атмосферных процессах и влиянии на них химических веществ, которые выделяют промышленные предприятия, транспорт и сельскохозяйственное производство.

Есди брать отдельные страны, то загрязнение воздуха привело к избыточной смертности 154 на 100 000 человек в Германии (сокращение продолжительности жизни на 2,4 года), 136 в Италии (сокращение на 1,9 года), 150 в Польше (сокращение на 2,8 года), 98 в Великобритании (сокращение на 1,5 года) и 105 во Франции (сокращение на 1,6 года). Особенно высокими эти показатели оказались в странах Восточной Европы - Болгарии, Хорватии, Румынии и Украине: более чем 200 смертей каждый год на 100 000 населения.

Большое количество дополнительных смертей в Европе, объясняется сочетанием низкого качества воздуха и высокой плотностью населения.

Связь же между загрязнением воздуха и сердечно-сосудистыми и респираторными заболеваниями вызвана повреждением кровеносных сосудов в результате повышенного уровня окисления, что приводит к повышению артериального давления, диабету, инсульту, сердечным приступам и сердечной недостаточности...

Исследователи в своей статье не дают конкретной информации по России, но нет никаких сомнений в том, что эта проблема стоит в нашей стране, и особенно в больших городах, столь же остро, как и в Европе. Это видно и по приведенной в публикации карте: судя по окраске загрязнение воздуха и вызванная им смертность в столичном регионе одни из самых высоких в Европе.

Подпишитесь