О том, насколько сильно влияют события в Венесуэле на мировые цены на нефть, пишет на сайте Московского Центра Карнеги Эксперт Центра энергетики Московской школы управления Сколково Екатерина Грушевенко.
Рынок нефти тесно связан с политикой, а потому санкции США против экспорта нефти из Венесуэлы привели к дисбалансу: нефти много, но качественной не хватает. Решать эту проблему придется главным образом США и Саудовской Аравии, поскольку в этой стране достаточно нефти необходимого качества.
Рынок нефти сильно различается по ее качественным характеристикам, и особенно – в Америке. В начале этого года НПЗ стали ощущать большой дефицит тяжелых и средних сортов. Во-первых, к этому привел быстрый рост добычи сланцевой нефти, которая относится к легким сортам, превосходя даже популярные WTI и Brent. Но эта нефть добывается в районе Мексиканского залива, где располагается и множество, оптимизированных под тяжелые сорта. Потому американцам и приходится экспортировать большую часть своей сланцевой нефти.
Кроме того, цены на нефть снизились, что вынудило ее производителей уменьшить и ее добычу для удержания цен. А это на фоне увеличения добычи легкой сланцевой нефти создало дефицит тяжелой и средней нефти. Поскольку НПЗ, настроенные на тяжелую, не способны быстро перестроиться под легкую, санкции против Ирана и Венесуэлы сделали ситуацию критической и особенно на самом американском рынке. Сегодня США импортируют намного меньше, чем в прошлые годы.
Замену венесуэльской нефти можно найти в Канаде, Саудовской Аравии, Мексике, Ираке и Колумбии, но ситуация осложняется тем, что в Мексике уже давно снижается ее добыча, а поставки из Канады зависят от темпов строительства нефтепроводов, которые в свою очередь зависят от протестов со стороны землевладельцев и экологов. В результате, дефицит тяжелой нефти в США ведет к росту цен и снижению маржи нефтепереработчиков.
Теперь, даже если мировая переработка и адаптируется, это не решит две главные проблемы.
Во-первых, из легких сортов получается больше бензина, тогда как спрос в мире больше на дизельное топливо, который к тому же и растет по мере вступления в силу экологических норм IMO. А во-вторых, под вопросом будущее сланцевой нефти. Чтобы начать инвестиции в переориентацию на легкую нефть, необходимо знать, будет ли в 10–15 лет расти ее предложение, тогда как по прогнозам, ее добыча достигнет пика в середине 2020-х – начале 2030-х годов.
Улучшить ситуацию мог бы рост добычи тяжелой нефти, к примеру, Саудовская Аравия способна возместить ее нехватку, однако пока непонятно, как поведут себя саудовцы, чтобы не нарушать договоренностям в рамках ОПЕК+. Это должно проясниться в течение апреля и в начале мая.
Главное же состоит в том, сумеет ли Америка договориться с Саудовской Аравией об увеличении экспорта нефти? В начале 2019 года саудовцы дали понять, что будут выполнять свои обязательства перед ОПЕК+, однако их решение ограничить добычу нефти окончательным считать нельзя.
Если две страны договорятся, и Садовская Аравия увеличит поставки нефти в Америку, это скорее всего будет означать, что санкции против Венесуэлы и Ирана будут приняты в полной мере. Однако такое вмешательство в рыночные процессы грозит последствиями. Если же Саудовская Аравия продолжит выполнять договоренности с ОПЕКУ+, то ей придется перенаправить свой экспорт в США, а США, в свою очередь, придется компенсировать нехватку саудовской нефти на других рынках сланцевой, что будет сделать очень тяжело из-за дефицита транспортных мощностей.
В итоге дефицит тяжелых сортов нефти сохранится, а это плохо отразится на марже переработки, и НПЗ придется восполнять нехватку по завышенным ценам. В то же время излишки сланцевой нефти будут направляться в хранилища, и тем самым цена нефти на фьючерсном рынке снизится.
В результате цены на нефть сохранятся на сегодняшнем уровня, а проблема ее качества так и не будет решена. Преодолеть же дефицит будет возможно, либо увеличением добычи странами ОПЕК+, либо ослаблением санкций.
Если же, саудовцы выйдут из сделки ОПЕК+ и увеличат поставки на американский рынок, нефтяные цены снизятся в диапазоне от $1 до $5 за баррель.
Более того, в одиночку Саудовская Аравия не сможет заменить США всю импортируемую ими венесуэльскую нефть, а вот их выход из договора приведет к тому, что и другие страны ОПЕК+ начнут наращивать добычу, сохраняя свою долю в рынке. А это приведет к распаду ОПЕК+, росту добычи, и соответственно – к снижению цены на нефть до $10 за баррель.
Вот и получается, что размеры влияния венесуэльских событий на нефтяной рынок определяют именно США и Саудовская Аравия. Только они могут решить, сохранится ли ОПЕК+ и насколько жесткими станут санкции против Венесуэлы. Именно от того, сумеют ли они прийти к соглашению о поставках тяжелой нефти, зависят будущие цены на нефть, причем гораздо сильнее, чем любые действия Николаса Мадуро, - заключает эксперт.