Общероссийский народный фронт подготовил доклад по итогам масштабной кампании по контролю за реализацией «мусорной реформы»
Кампания Народного фронта включила в себя несколько направлений работы: прием обращений от граждан через круглосуточную телефонную «горячую линию», акции «Молодежки ОНФ» по массовому оповещению населения о тарифах за мусор и о профильных региональных операторах, а также фото-опрос о качестве реализации «мусорной реформы через онлайн-ресурс ОНФ. Кроме того, эксперты ОНФ провели большую работу по анализу региональных программ обращения с ТКО, конкурсной документации по отбору региональных операторов, поступивших гражданам «платежек» за январь – первый месяц реализации «мусорной реформы».
«Эксперты и активисты ОНФ перелопатили огромное количество информации из открытых источников. Кроме того, «Молодежка ОНФ» совершила рейды в 32 субъектах Российской Федерации. Активисты посетили около 42 объектов, которые сегодня действительно существуют в регионах – современных мусоросортировочных станций, мусорных заводов. Мы убедились, что во многих регионах запущены действительно новые современные цепочки обращения с отходами», - рассказал руководитель Исполкома ОНФ Михаил Развожаев.
Вместе с тем, он отметил, что реформа безусловно стартовала со значительными трудностями. Во многом они были вызваны некачественной подготовительной информационной кампанией в регионах. Из 4 тыс. звонков, поступивших на горячую линию ОНФ, каждый второй звонивший задавал вопросы о сути «мусорной реформы» - в чем она заключается и за что теперь в платежках возникает новая цена. Люди интересуются, почему во дворах не появились емкости для раздельного сбора мусора, а также задают вопросы о своевременности вывоза коммунальных отходов.
«Обратившиеся на прямую линию также спрашивали о том, куда же все-таки везется теперь мусор в их регионах. По информации людей, он везется на те же самые переполненные свалки и никакой предварительной сортировке он не подвергается. Эту информацию мы тщательно проверяли во время рейдов «Молодежки ОНФ» и силами наших региональных активистов-экологов. В ряде случаев она подтверждалась», - сообщил Михаил Развожаев.
При этом он сказал, что пока инфраструктура во дворах действительно оставляет желать лучшего. «В единицах регионов появились емкости для раздельного сбора, но это не значит, что мусор не сортируется. Потому что он сортируется на мусороперерабатывающих заводах. Мы видим, что людям это не объяснили. И поэтому нет понимания, что что-то изменилось с точки зрения качества. При этом важно, что многие люди выражают готовность сортировать мусор, но не могут этого делать из-за отсутствия инфраструктуры и испытывают чувство разочарования в объявленной реформе»,- отметил глава Исполкома ОНФ.
Также представители Народного фронта изучили данные о тарифах 142 региональных операторов. «Мы получили платежку каждого оператора и сравнили стоимость, которая была в ноябре-декабре 2018 года, с той стоимостью, которая была выставлена людям в январе 2019 года. Соответственно стоимость жилищной услуги, которая была до Нового года, должна была уменьшиться при появлении отдельного тарифа на обращение твердых коммунальных отходов (ТКО). Анализ платежек показал, что этот произошло не везде. Таким образом, произошло задвоение оплаты», - рассказал Развожаев.
Эксперты ОНФ изучили данные о среднесписочной численности работников 142 региональных операторов по ТКО. «Выяснилось, что в ряде регионов есть совершенно «замечательные» истории - пять регоператоров, с которыми заключены соглашения на многомилионные суммы на обращение с ТКО, не имеют ни одного сотрудника в штате. Еще 15 регоператоров обходятся одним сотрудником в штате. Репутация этих фирм может быть описана определением, которое Президент дал в Послании – «мутные конторы»», - отметил глава Исполкома ОНФ.
Хорошо, что это всего лишь 20 из 142 регоператоров. Остальные имеют и штат, и соответствующие материальные ресурсы, для того чтобы эту работу выполнять, добавил он.
Эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» проверили и сами конкурсы по выбору регоператоров и пришли к выводу, что они были недостаточно конкурентными. «То есть, условно говоря, среднее число участников – это 1,57. Более, чем в половине конкурсов фактически был один участник торгов, который и выиграл эти аукционы. Почему это плохо? Потому что, стартовая цена услуг по обращению с отходами в регионе, при таких конкурсах, как правило, не снижается, и потом это отражается на тарифе, который предъявляется людям. Поэтому по поводу этих конкурсов мы будем обращаться в Федеральную антимонопольную службу, чтобы там еще раз посмотрели их результаты и оценили качество проведения», - сказал Развожаев.
Основные выводы доклада и предложения Общероссийский народный фронт публично презентует на пресс-конференции в Москве сегодня, 4 марта.