Posted 3 марта 2019, 13:26
Published 3 марта 2019, 13:26
Modified 7 марта, 15:57
Updated 7 марта, 15:57
Следствие считает, что уфимские чиновники превысили свои полномочия при реализации федеральной программы расселения ветхого и аварийного жилья. Отмечается, что из личной заинтересованности и используя служебное положение, они внесли в федеральную программу "Жилище" целые кварталы с ветхими домами и расселяли их за бюджетные средства, хотя ранее эти районы были переданы по договорам развития застроенных территорий застройщикам с обязательством расселить их за счет инвесторов. В итоге ущерб составил около 1 млрд рублей.
В распоряжение уфимского издания "Медиакорсеть" попали видеозаписи допросов двух предпринимателей, которые утверждали, что они через посредника передали 10 миллионов рублей для бывшего вице-мэра Уфы Александра Филиппова. За эту сумму городская администрация в лице Филиппова должна была подписать договор, продлить аренду земли и включить ветхие дома в адресную программу по переселению из аварийного фонда, чтобы расселение жильцов обошлось застройщику дешевле.
Журналистам издания удалось получить комментарий самого Александра Филиппова. По его словам, он знает, о каких показаниях идет речь и эта ситуация к нему не имеет отношения: "Мол, какие-то два застройщика пришли и сказали, что один банкир, когда он давал им кредит, сказал, что он для Филиппова возьмет денег. Иначе у них дома выключат из адресной программы".
Это произошло в 2016 году, после чего тот банкир уже ушел из жизни. Программа же была сформирована в 2013 году и с этого момента находилась в открытом доступе, в нее уже тогда включили дома этих застройщиков и смысла во взятке не было никакого.
Источник, близкий к правоохранительным органам и знакомый с ситуацией, пояснил "Медиакорсети", какие именно нарушения нанесли ущерб городу:
- В своем письме руководитель федерального фонда ЖКХ Константин Цицин указал на тот факт, что после 1 января 2013 года нельзя было включать в программы по переселению, софинансируемые Фондом, дома, по которым обязательства по расселению были предусмотрены по договорам развития застроенных территорий. В Уфе же такие случаи были.
Позднее 2015 года законодатель установил такую возможность, но при условии софинансирования расселения ветхого жилья в кварталах, проданных с торгов со стороны застройщика.
Это значит, что застраивать территории застройщики имели право только после того, как они за свой счет расселят жильцов из аварийных домов. А некоторые из них, 11 застройщиков, получили некие льготы, расселение производилось за счет федеральной адресной программы на средства Фонда содействию реформирования ЖКХ. Поэтому позже Фонд и предъявил республике претензии на 516,5 млн рублей, которые были возвращены в ноябре 2017 года.
Эти деньги в результате были выплачены за счет городского бюджета Уфы, и их пришлось занимать в банке под 17%. То есть бюджет города понес ущерб на сумму более полумиллиарда рублей плюс банковские проценты, которые бюджет обслуживает до сих пор. И даже если застройщики вернут по суду часть средств, затраченных на переселение, никто не вернет городу этих денег, затраченных на обслуживание кредита.
Поэтому в любом случае в действиях должностных лиц администрации Уфы усматривается состав преступления, а данные допроса и явки с повинной говорят, что эти преступления совершались из личной корыстной заинтересованности.
В то же время не секрет, что у любой коррупционной схемы должны быть покровители в правоохранительных органах, иначе они вообще были бы крайне редки и раскрывались бы оперативно. В данной ситуации речь может идти о сохранившихся связях в Следственном комитете Башкирии фигурантов дела и действующих сотрудников. Но это уже другая тема и другая история.