Ирина Зиганшина
Неделю назад вечером я нашла на улице городка в Болгарии, в котором мы сейчас живем, кота: полз по тротуару и жалобно мяукал. Схватила, побежала к ветеринару. Оказалось, что в него стреляли дробью, перебили позвоночник. Какие жестокие, страшные нравы! – поразилась я.
И решила узнать, как обстоят дела с бездомными животными и в самой Болгарии, и на моей исторической родине – в России. Тем более, что о размерах опасности, которую они представляют, я прежде понятия не имела. Ведь в Москве их не так много, во всяком случае эта проблема там не бросаются в глаза.
Погуглив, я узнала, например, что несколько лет назад бродячие собаки загрызли в зоопарке болгарской столицы Софии 15 питомцев: 4 лани, 8 муфлонов, оленя и косулю. Причем вся стая была заражена бешенством. Нередки и случаи их нападения на людей, в том числе с летальным исходом. Так, в 2012 году собаки атаковали известнейшего болгарского ученого Ботьо Тачкова. 86-летний профессор потерял слишком много крови и умер в больнице.
Конечно, я не могла не видеть на улицах нашего городка бездомных собак. Правда, в стаи они еще не сбились, но зрелище представляют собой ужасное: изодранные, покрытые лишаями, грязные, худые...
Одну из них, выглядевшую особенно несчастной, мы время от времени подкармливали, зная, что по нормам цивилизованных стран поступаем неправильно и даже противозаконно – но она-то в чем провинилась?!
Ведь это сам человек создал себе проблему в виде бездомных, но при этом считающихся домашними, животных – выгоняя из дома их самих и выбрасывая на улицу их потомство, которое ему некуда девать...
Дальше больше. Я узнала, что да, действительно, ходят под покровом ночи по нашему городку люди с ружьями, тайком отстреливая бездомных собак и кошек...
Дикость?! Несомненно.
Садизм? Конечно.
Но и бедность тоже...
У весьма небогатой Болгарии просто нет денег на стерилизацию десятков тысяч бездомных животных. Вот и выкручивается, как может...
Парадоксально, но денег на то же самое нет и в богатейшей (во всяком случае, как утверждают ее власти) России!
Хотя тут впору говорить о «биологическом оружии» в виде бездомных собак, которое наша страна применяет против ближайших, но давно решивших эту проблему, соседей.
Вот только один пример.
Переместившись в Гугл-картах поближе к границам России, я узнала, что в полицию Юго-Восточной Финляндии в течение всего февраля поступали сообщения о стаях бродячих собак на улицах приграничного города Иматра. В этих стаях обычно насчитывается примерно 7-8 особей. Финны «предполагают» (это такое дипломатическое выражение, на самом деле они прекрасно об этом знают), что собаки не местные, а родом из России.
Иматру отделяет от российского города Светогорска всего несколько километров.
Полиция призывает не паниковать при виде бродячих собак, а звонить в экстренную службу. Скорее всего, стражи порядка будут отлавливать животных, после чего усыплять их. Высылать их на родину не имеет смысла, поскольку они с легкостью могут снова вернуться в Финляндию. Бродячие собаки из России могут быть переносчиками паразитов, глистов, блох и даже опасных болезней вроде африканской чумы свиней или бешенства.
Местный ветеринар утверждает, что дикие собаки из России по характеру крайне агрессивны и ведут себя непредсказуемо. Он привел даже примеры, когда собаки прогрызали металлические прутья клетки, чтобы сбежать.
Полиция Иматры даже обратилась к местным охотникам с просьбой помочь при отслеживании бродячих собак и выдала разрешение отстреливать собак, если это происходит на безопасном расстоянии от людей и жилых районов. Комиссар местной полиции говорит, что одичавшие собаки не являются частью финской природы. Стая может повести себя непредсказуемо, особенно по отношению к гуляющим собачникам.
Но вот, наконец, мы и на родине. В самом ее сердце – в древнем Владимире. Здесь тоже не сахар. Буквально на днях жителей города взбудоражила весть о найденном в одном из микрорайонов мужчине с укусами животных на теле. Спасти его не удалось, точные причины смерти мужчины пока неизвестны, а блогеры уже требуют разобраться со стаей бродячих собак.
Масла в огонь добавила местная жительница, написав о том, как в том же районе на ее мужа напала стая собак:
«Искусали ноги, порвана одежда. [Муж] Делает уколы от бешенства. Отправила обращение в администрацию. Все это ужасно, дико и первобытно, город не заботится о безопасности граждан, хотя граждане заваливают администрацию обращениями. Но такое чувство, что пока собаки не загрызут кого-то из администрации города, никаких действий не будет».
Интересно, что в ответе на ее обращение из Управления жилищно-коммунального хозяйства города сказано, что собак-то отлавливают, но спустя 12 дней выпускают «в места их обитания».
Именно такие меры и вызывают появление бравых стрелков и других догхантеров, разбрасывающих яд на улицах наших городов, несмотря на то, что это уголовно-наказуемое деяние.
О том, что бродячие собаки представляют очень большую опасность для животного мира, прекрасно знают и охотники. Даже если бродячие стаи образуются только на летний период - они уже представляют серьезную опасность. И не только для человека, но и для домашних животных - коз, овец, свиней.
Как же бороться с одичавшими собаками? Убивать?
В законодательстве нет норм, которые регулировали бы уничтожение собак. Прежде всего потому, что закон никаких бродячих собак не знает. Собака - домашнее животное. Если оно без хозяина - это безнадзорное животное (ст. 230 ГК РФ). В отношении его возможны по закону только следующие действия:
1. Лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.
2. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления.
3. Лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости.
А если хозяина заведомо нет?
И вот приходится местным властям выкручиваются кто как может. В городах побогаче, к примеру, в Москве, собак отлавливают, стерилизуют, и, или выпускают обратно, или содержат в специальных местах.
А вот там, где не хотят тратить на это деньги - в нарушение закона и на свой страх и риск отловленных собак уничтожают.
Допустим, в Ленинградской области бродячих собак отнесли к охотничьим животным, чтобы на них можно было охотиться. Однако суд этот пункт из закона исключил, признав не соответствующей законодательству.
Примерно то же самое произошло и в Саратовской области.
Бродячих собак ведь нельзя назвать дикими животными, они – домашние, хоть и одичали, они не образуют самостоятельного вида животных. Так что охотники стреляют бродячих собак, рискуя стать нарушителями закона. Единственный легальный вариант решения проблемы состоит в отлов бродячих животных, и их стерилизации или содержания.
Но на это нужны деньги...
Генеральный директор московского «Фонда защиты городских животных» Екатерина Дмитриева считает, что тему опасности бездомных животных подогревают в СМИ специально:
«Нужно разделять проблему на реальные поводы и на художественный вымысел, которое допускается эвтаназистами и догхантерами. К сожалению, трагичные случаи тоже бывают, но агрессивные особи есть и в человеческом социуме. Мы не можем по одному человеку делать вывод обо всей популяции.
Есть статистика укусов Росстата, которой любят трясти, как красной тряпкой, но она не делит животных на владельческих и безнадзорных. В Омске научно-исследовательским институтом было выявлено, что 96% укусов в статистике — от невоспитанных владельческих животных. Ситуацию искусственно подогревают, формируют общественное мнение.
Прошу заметить, что, в основном, все эти истории всплывают на поверхность в феврале-марте. Связано это с тем, что в ноябре-декабре разыгрывается тендер на убийство животных, а в январе заключаются договоры с исполнителями на весь год. Это такое хорошее подспорье для убойных отловов и для нагнетаний фобий в СМИ.
Если мы сопоставим количество смертей от ДТП и от животных, то, наверное, придется запрещать автомобили. Но мы же не можем допустить таких абсурдных ситуаций.
Не похоже, что государство заинтересовано в решении этой проблемы. Новый закон [Об ответственном обращении с животными], который мы так ждали, оборачивается просто пшиком. Там нет никаких механизмов по борьбе с бездомностью животных. Необходим контроль за рождаемостью и разведением, чтобы понять объем рынка продаж и оборот. Я считаю, что нужно ввести типовое задание для размещения тендера на регулирование численности животных, которое будет действовать по всей России. Сейчас размещают тендеры с формулировкой „вывезти животных“ — куда вывезти, неизвестно, видимо, в никуда».
А другой эксперт - президент благотворительного фонда «Забытые животные» Анастасия Комагина рассказала владимирским журналистам:
«То, что собаки иногда нападают и загрызают людей, к сожалению, неизбежность, пока собаки находятся на улице. Это будет повторяться. Наша страна будет вынуждена принять меры к безвозвратному отлову. Опыт Москвы почему-то ничему не научил всю страну и депутатов. В Москве ведь тоже была „гуманная“ в кавычках программа ОСВВ. Кандидат наук вышел на пробежку, и его загрызла стая стерилизованных собак в Измайловском парке. После этого программу свернули и стали отлавливать собак в приюты.
Сейчас в Москве на улицах бродячих собак нет, но Москва — богатый город, он может позволить себе тратить большие деньги на строительство приютов. Что происходит в других городах? Собак отлавливают, часть стерилизуют, часть даже не стерилизуют — просто бирки вешают и выпускают. Никаких мер по выявлению, агрессивна собака или не агрессивна, не проводится — на это просто нет финансов.
Надо понимать, что лично для собаки любая ее агрессия мотивирована. То есть она в какой-то момент не проявляет агрессию, а в какой-то решает, что сейчас ее проявить необходимо. Я сама знаю случаи, когда собака спокойно жила во дворе 10 лет, а потом накинулась на ребенка почему-то. Это не вина собаки — она животное, и это ее инстинкты.
То, что люди продолжают гибнуть, было предсказуемо, мы [зоозащитники] об этом предупреждали. Страдать из-за этого будут в первую очередь собаки, потому что будет массовая травля… она уже идет. Наше население и любое другое население, которое волнуется за свою безопасность, будет пытаться себя защищать такими примитивными мерами. Эти меры, естественно, не гуманны.
Кому сказать „спасибо“ за смерть всех этих людей? Сказать „спасибо“ тем, кто принял федеральный закон, всем, кто за него голосовал. Нормальный, цивилизованный опыт — это когда любая бездомная собака на улице воспринимается как ЧП. Люди, когда видят такую собаку, сразу понимают, что либо она сбежала и надо найти хозяина, либо определить ее в приют. А не пройти мимо с мыслью „бежит себе собака и бежит“. В приюте животному ищут нового хозяина или применяют гуманную эвтаназию, я подчеркиваю — гуманную! К сожалению, это неизбежность.
Закон, увы, не перекрывает „крана“ воспроизводства, то есть не борется с причиной возникновения бездомных собак на улицах. В законе написано „мы запрещаем выбрасывать собак“ — супер, можно еще написать „мы запрещает собакам умирать“. Чтобы он начал работать, недостаточно его написать. Нужно принять комплекс мер, которые сделают закон исполнимым. Необходимо ограничить разведение [собак], поставить на контроль и учет заводчиков, владельческих животных. Продвигать стерилизацию с помощью финансовых рычагов, чтобы людям было выгодно брать животных из приютов и стерилизовать их, а не плодить и выбрасывать коробки с щенками. Необходимо просвещать население, давать льготы на стерилизацию.
Существует уже положительный опыт с устранением проблемы бездомных животных на улицах — в цивилизованных европейских странах. Допустим, в Румынии уже пропихивали ту же систему, что и у нас — ОСВВ, а закончилось все тем, что в столице, Бухаресте, бродячие собаки загрызли четырехлетнего мальчика. Они от этой системы отказались. А в Великобритании, Германии, Скандинавских странах существует и учет владельцев животных, и налоги — бывает, что просто не выгодно содержать дома больше одной собаки. Этот опыт можно было бы перенять, но депутаты у нас очень любят говорить об особом пути России...»
Вывод из всей этой длинной истории очень простой: ни финским полицейским, ни владимирским жителям, ни болгарским ученым расслабляться нельзя. Потому что без денег ни один закон работать не будет, зато бездомные животные продолжат бесконтрольно воспроизводиться, а садисты будут тайком, но с наслаждением их уничтожать.
И так без конца.
Что до подстреленного в нашем городке котика, то ему в понедельник сделали операцию, удалили осколки раздробленного позвонка. Вот только ходить он уже вряд ли сможет. И вина в этом не только и не столько ночных снайперов, сколько всех нас без исключения, создавших эту дикую, почти неразрешимую ситуацию.
P.S.
Написала, зашла в фейсбук и вдруг - вот это. Лишнее доказательство, не так ли?