Очередной и, видимо, не последний раунд «санкционной войны» против России стартовал. Эксперты обсуждают в социальных сетях, чем грозят они нашей стране.
Аналитик Андрей Нальгин пишет:
«Непреклонная четвёрка американских сенаторов, представляющих обе ключевые партии США, внесла в парламент обновлённый и ужесточённый пакет санкций: на смену «сокрушительным» пришли «адские».
Реакция россиян оказалась совершенно неожиданной – нулевой. Привыкли за последние пять лет…
Но всё же нельзя не задаться вопросом, насколько силён новый повод для беспокойства?
По первым прикидкам – не очень. Да, речь идет об ограничениях на операции с новым суверенным долгом РФ. Да, говорится о карах, которые постигнут российские госбанки – без уточнений, кого, как и за что. Да, упоминаются санкции против инвестиций в российские проекты на рынке сжиженного природного газа вне территории России. Но и тут сенаторы не открыли Америки: всё это мы так или иначе уже слышали.
Самым конкретным выглядит негатив вокруг российского госдолга. Проект новых санкций предусматривает в том числе запрет на сделки с новым суверенным долгом России со сроком погашения более 14 дней. Это серьёзно, хотя и не критично, пока высоки мировые цены на сырую нефть. Кроме того, хотя ограничения для инвесторов на операции с ценными бумагами РФ уже вводились ранее, но лазейки для инвесторов всё равно остались, и новый законопроект их не убирает.
Возможно, всё дело в одном парадоксе. Хотя с трибун путинская Россия выставляется врагом №1, на деле в том, чтобы она «упала», как в 1998 г., кажется, не заинтересован никто. Ибо финансовый мир сегодня настолько сильно переплетён, что российская лихорадка вызовет боль и в Париже, и в Лондоне, и даже в Нью-Йорке – не сильную, но всё же…
Кроме того, сейчас чтобы «порвать в клочья» Россию, надо сильно постараться. При прочих равных у неё в макроэкономике всё относительно неплохо, за исключением устойчивого снижения реальных доходов населения. Долг низкий, ВВП хоть и медленно, но растёт, золотовалютные резервы огромны, торговый баланс сводится с профицитом. То есть, нужно что-то посерьёзнее, чем те санкции, о которых снова говорит Конгресс США.
Означает ли сказанное, что можно расслабиться и получать удовольствие? И да, и нет. Немедленной катастрофы не предвидится, но стратегически Россия продолжит проигрывать в условиях, когда её планомерно отрезают от новых инвестиций и необходимых технологий. В итоге деградация российской экономики постепенно продолжится, и время здесь работает против неё.
Так что отсроченная катастрофа всё равно остаётся катастрофой. Просто будет не взрыв бомбы и клочки по закоулочкам, а медленное стягивание удавки и тихий коллапс.
Но если итог один, какая, в сущности, разница?»
***
Не менее пессимистичен и блогер Анатолий Несмиян:
«Единственная хорошая новость - срок вступления в силу закона после его принятия - 90 дней. В остальном это новое кольцо анаконды, которым Штаты будут медленно душить российский режим.
Главное касается запрета на операции с российским долгом, российскими проектами в нефтяной сфере и СПГ. В отдельности от всего - неприятно, но можно пережить. Но санкции - системный процесс, медленно, но неотвратимо сдавливающий российскую экономику. Медленно - потому, что никого не вдохновляет венесуэльский сценарий на огромной территории, допустить неконтролируемого обрушения ситуации в стране с остатками ядерного потенциала, огромными запасами обычных вооружений и опасными производствами нет ни малейшего резона.
Задача санкций лишь в том, чтобы вынудить часть российской элиты принять решение о смене режима. Логика США здесь вполне рациональна - даже с противником можно вести разговор и приходить к каким-то компромиссам. Когда твой партнер неадекват - то в бытовой жизни его можно вычеркнуть, забыть и никогда не видеть. В отношениях между странами такой подход не работает - земной шар слишком мал. Поэтому и санкции.
Спешить Штатам некуда - российское руководство само уничтожает страну лучше любого агрессора. Но и ждать, когда это все само грохнется, американцы не намерены, привычно пытаясь руководить процессом.
Никаких положительных эмоций от американских санкций, естественно, не возникает - это враждебная по отношению к нам политика. Главное же, что санкции бьют и по населению. Как на любой войне, мирные страдают сильнее военных. Но и здесь логика присутствует - в конце концов, если российский народ сам терпит власть людей, являющихся угрозой не только для него, но и для всего мира, то он тоже несет свою долю ответственности за происходящее. Во всяком случае, в рациональности (скорее, даже избыточной) подходов американцам точно не откажешь...»
***
«Ранее, в 2018 году, санкции США сказывались на валютном рынке негативно единым темпом падения в размере 12%. Сейчас ни приближение санкций, ни фактическое обнародование документов не являются поводом для распродаж рубля», — сказала ведущий аналитик ООО «Эксперт Плюс» Мария Сальникова журналистам Газеты.ру.
Там же можно найти и мнение эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Владимира Брутера, который полагает, что новые санкции будут постоянно усиливаться:
«Америка хочет сдерживать Россию в различных форматах, которые могут варьироваться в зависимости от ситуации. Безусловно, санкции не будут вводиться одномоментно, все сразу. Американские политики хорошо знают, что угроза всегда тяжелее, чем ее исполнение.
Россия постоянно должна находиться в несколько подвешенном состоянии и ожидать худшего, что будет способствовать тому, чтобы в России сохранялось внутреннее напряжение и чтобы вызывать у нас неадекватные, излишне жесткие реакции или, наоборот, отсутствие реакции...»