Долгоиграющий конфликт между Индией и Пакистаном разгорается с новой силой.
Так пакистанские военные сообщили сегодня о том, что в воздушном пространстве этой страны были сбиты два самолёта военно-воздушных сил Индии, причем один из индийских пилотов задержан военными. Более того, МИД Пакистана заявил, что ВВС страны нанесли удары по невоенным целям, чтобы продемонстрировать «свои права, волю и возможность защищаться».
Днём ранее военно-воздушные силы Индии атаковали позиции боевиков на территории Пакистана. Индийские СМИ сообщили, что ВВС Индии нанесли удар по территории Пакистана, атаковав три лагеря боевиков исламистских террористических группировок. Удар был нанесен 12 истребителями Dassault Mirage 2000H ВВС Индии, которые использовали израильские управляемые авиационные бомбы Rafael SPICE 2000 калибра 2000 фунтов и израильские тяжелые.
Индийская сторона заявила о полном успехе операции. «Террористические лагеря в Балакот, Чакоти и Музаффарабада были полностью уничтожены в результате воздушных ударов ВВС. Контрольно-пропускные пункты «Армии Мухаммеда» также разрушены».
Представители Пакистана подтвердили, что военные самолеты Индии вторглись в воздушное пространство Пакистана и нанесли удар по лесной местности в Музафарабаде (Кашмир), однако распространяют утверждения о якобы безрезультатности индийского удара: «Индийские самолеты столкнулись со своевременным и эффективным ответом со стороны ВВС Пакистана и спасаясь в итоге сбросили боевую нагрузку на скорую руку вблизи Балакота. Никаких человеческих потерь или нанесенного ущерба».
Поводом же для удара со стороны Индии стал террористический акт 14 февраля, когда смертник подорвал себя рядом с колонной индийской военизированной полиции в индийской части Кашмира. В результате теракта погибли 45 человек. Ответственность за атаку взяла на себя группировка «Джаиш-е-Мухаммад». После этого Индия обвинила Пакистан в содействии боевикам, отозвала посла из Пакистана и фактически запретила ввоз пакистанских товаров. Пакистан отверг обвинения в пособничестве террористам.
В результате эскалации конфликта в Пакистане закрыты пять воздушных гаваней, включая столицу страны Исламабад., а также прекращено обслуживание пассажиров на внутренних и международных рейсах.
Индийская компания Vistara сообщила о прекращении полетов в Джамму и Кашмир. Воздушное пространство на севере Индии объявлено временно закрытым по соображениям безопасности, отменены многие гражданские и все международные рейсы.
Пакистан заявил, что не хочет эскалации напряженности и войны с Индией, а единственной целью удара было «продемонстрировать право и полную готовность к самообороне».
Не остались в стороне и другие страны.
Так Россия выразила озабоченность ситуацией и надежду на скорейшую деэскалацию, а также, что она не повлияет на процесс афганского урегулирования.
США призвали обе страны «проявить сдержанность и не допустить эскалации напряженности в регионе».
Китай также призвал Индию и Пакистан к сдержанности и сохранению добрососедских отношений.
Газета «Коммерсант» приводит сравнительную таблицу военной мощи двух стран:
Военная мощь Индии и Пакистана
|
Индо-пакистанский конфликт - один из самых долговечных в новой истории. Ему ровно столько лет, сколько независимой Индии и независимого же Пакистана. А причина его примерно та же самая, что у Японии с Россией из-за Курил – спорные территории Кашмир и Джамма. После раздела Британской Индии в 1947 году и образования государства Пакистан, мусульманская территория бывшей империи отходила к нему, а индуистская - к Индии. По резолюции ООН 1949 года, примерно 60 % Кашмира перешли под контроль Индии, 40 % оказались под контролем Пакистана. Что и вызвало нескончаемые споры между двумя странами, поскольку представители двух религий живут в обеих частях. В настоящее время граница между индийской и пакистанской частями Кашмира проходит по Линии контроля, зафиксированной сторонами в Симлском соглашении.
Эксперты полагают, что угроза новой войны не исключена. Более того, войны ядерной, поскольку индо-пакистанский конфликт в начале нашего века усугубился еще из-за того, что оба государства разработали (или получили от своих покровителей) ядерное оружие и активно наращивают свою военную мощь.
Сегодня военные поставки в Пакистан осуществляет США. а поставки оружия в Индию - Россия, но при этом Пакистан проявляет повышенный интерес к возможному военно-техническому сотрудничеству с Россией, а США делают попытки вытеснить Россию с индийского рынка вооружений.
Аркадий Дубнов, политолог:
- Как бы сформулировать, чтоб никого не пугать, но и не преуменьшать опасности? Надеюсь, что нынешний конфликт всё-таки останется краткосрочным инцидентом, потому что руководство обеих стран понимает свою ответственность, ведь обе страны ядерные. Думаю, среди руководства двух стран найдутся трезвые головы, чтобы выйти красиво из этой ситуации не создавая мирового напряжения.
Обе страны привыкли жить в состоянии тлеющего конфликта но все же он выливается в основном в неспособность пакистанских властей контролировать террористические организации, которые обосновались на их территории. Ведь с этого же все началось. И если пакистанцы сумеют публично договориться с индийцами хотя бы о взятии на себя ответственность за этот лагерь с террористами либо как-то контролировать его деятельность и довести это до сведения индийцев - тогда конфликт сойдет на нет. Я даже не хочу предполагать, что может быть в ином случае.
Что касается взгляда на нынешний конфликт как на конфликт между двумя странами ШОС, то мы уже начали забывать, что есть напряжение и между двумя странами НАТО. Я имею ввиду Грецию и Турцию. В рамках ОДКБ мы наблюдаем напряжение по линии границ между отдельными странами Средней Азии, например - Таджикистаном и Киргизией.
ШОС должна как-то повлиять на эту ситуацию, потому что когда Индию и Пакистан втягивали в эту структуру - их убеждали, что участие поможет вылечить этот конфликт многолетней давности из-за Кашмира. Но пока ничего из этого не выходит,хотя наверняка идут какие-то дипломатические контакты. Может быть, между Москвой и Пекином, Пекином и Исламабадом.
Сергей Липовой, председатель президиума Общероссийской организации "Офицеры России", Герой России, генерал-майор:
- Индия не имеет серьезного военного преимущества над Пакистаном. Да, численность вооруженных сил Индии больше, однако это нивелируется новейшими системами вооружения с другой стороны.
Кстати, всегдашние конфликты между странами показывали определенный паритет. Думаю, ситуация не изменилась. Чем кончится эскалация? Сейчас трудно предугадать, но при столкновении двух стран, обладающих ядерным вооружением, всегда есть опасность возрастания конфликта. Это еще раз говорит о недальновидности США, в одностороннем порядке вышедшим из договора о РСМД, вместо того, чтобы укреплять этот договор, включать туда Китай, Израиль, Индию и Пакистан.
США разрушают систему ядерной безопасности и тут же возникают конфликты, создающие опасность эскалации, несмотря на их локальность. И теперь крайне важна реакция международного сообщества, которое обязано призвать Индию и Пакистан к сдержанности.
Сергей Панарин, заведующий центром общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН:
- Обе страны - члены ШОС, но я не стал бы педалировать это обстоятельства. Поскольку ШОС - организация, по моему мнению, существующая в первую очередь для повышения видимого статуса участников. Так сказать, для надувания ими геополитических щёк. Куда важнее другое. Есть стабильные состояния застарелых конфликтов, не поддающихся никаким целительным мерам со стороны международных организаций (включая и ШОС), конфликтов, застарелых как хроническая болезнь. Яркий пример, конечно, - конфликт Израиля со своим арабским окружением, но и индо-пакистанский - такой же. Уйти от него сложно, потому что он именно застарелый, стал, образно говоря, частью идентичности каждой из сторон. В принципе он удобен и внешним акторам, которые по разным причинам играют то на одной, то на другой стороне.
Между Индией и Пакистаном уже было три войны, в том числе одна была тогда, когда у обеих держав уже разрабатывались ядерные программы. Однако неправильно, как мне кажется, говорить о нынешнем конфликте, акцентируя, что столкнулись две ядерные державы. Если нынешний конфликт будет продолжаться, то он будет продолжаться без ядерного оружия, потому что с обеих сторон есть понимание, что применение такого оружия означает катастрофу для обеих стран.
Да, обе стороны придерживаются той же концепции, что была некогда принята НАТО: ответом на любую, даже неядерную, атаку СССР будет массированный ядерный удар. (Примерно то же недавно повторил президент Владимир Путин). С другой стороны, я убежден, что эта риторика - для взаимного запугивания или, говоря более дипломатично, сдерживания. И то же самое - в случае Индии и Пакистана: на деле ядерное оружие применять они не будут, они не сумасшедшие.
Татьяна Шаумян, руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН:
- Конечно, нынешняя ситуация не украшает стратегическую и политическую обстановку в Азии. Конечно, этот конфликт между двумя давними соперниками возник не сегодня, а 71 год назад при разделении Британской Индии на два государства Все их территориальные споры со временем были разрешены, остался лишь спор из-за Джамму и Кашмира. Не случайно именно Кашмир и фигурирует во всех вчерашних и сегодняшних информационных сводках.
Конфликт из-за Кашмира возник потому, что при разделе британских владений территории с преимущественно мусульманским населением отходили к Пакистану, а с индуистским - к Индии. Большинство населения Кашмира - мусульмане, но правитель Кашмира был индус и он решил войти в состав Индии. А потом вопрос о том, что этот штат надо взять и передать Пакистану для индийцев стоять уже не мог. Из-за этого и начались конфликты, в которых обе страны стремились к укреплению своих позиций. Зона Кашмира стало местом действия террористических групп, что продолжается и сегодня. Стабильности там не было практически никогда, вот и нынешний конфликт начался с подрыва смертника 14 февраля, от действий которого погибли десятки индийских военных.
Как дальше будут развиваться события - трудно сказать. Потому что пакистанское руководство может заявить о том, что оно не заинтересовано чтобы вооруженный конфликт развивался более чем действия самообороны, но оно это не делает, а индо-пакистанские войны уже были. Я боюсь, что в исторической памяти индийцев и пакистанцев до сих пор остались кровавые события 1940-х годов, когда счет жертв и беженцев шел на миллионы - мусульман изгоняли в Пакистан а индусов - в Индию.
Госсекретарь США Майк Помпео в сегодняшнем заявлении явно поддержал Индию, хотя стратегическим союзником американцев традиционно был Пакистан. Но Помпео призвал Пакистан прекратить деятельность террористических групп на своей территории.Китай, Россия, ООН призвали обе стороны к сдержанности. Но это все в какой то степени - слова, а сама ситуация как я чувствую - почти тупик. Хотя парадокс в том, что это соседние государства а раньше и вовсе была одна страна. И стороны конфликта должны прежде всего договориться сами.
Я надеюсь, что есть внутренние сдерживающие центры. Прежде всего, что в Индии скоро выборы и готова ли правящая Бхаратия джаната парти пойти на обострение такого конфликта перед выборами? Другое дело - возможно,они рассчитывают таким образом поднять свой рейтинг.Но одно дело - конфронтация, другое дело - перейти грань и спровоцировать острый полномасштабный конфликт. Я думаю,тут вряд ли вырастут рейтинги.
Владимир Сотников, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник института востоковедения РАН:
- Обе страны действительно ядерные державы, но брать в расчет ядерный арсенал в их нынешнем обострении отношений, я не называю это конфликтом, не стоит. Не смотря на то, что сбили самолеты. Здесь не прослеживается ситуация, что стороны могут задействовать свой ядерный арсенал.
Пограничные стычки характерны для Индии и Пакистана непосредственно с момента образования обеих государств. Ядерный потенциал присоединился уже потом, но он ничего не изменил - отношения Индии и Пакистана характеризуются то подъемом,то спадом, но воевать никто не планирует. Ни Индия не будет наносить массированного удара по пакистанским войскам ни Пакистан не станет использовать нынешнее обострение как зацепку, чтобы вернуть себе весь Джамму и Кашмир. Есть лишь 5-10% вероятности, что эти страны начнут полномасштабно воевать.
Также эту ситуацию в перманентном индо-пакистанском конфликте внимательно отслеживают США и американцы каждый раз, когда возникает подобное обострение начинают подключаться и уговаривать обе стороны от эскалации. Скорее всего это произойдет и на сей раз. Американцы кровно заинтересованы, чтобы конфликта в Южной Азии не было. Возможно, в этот регион полетит спецпредставитель президента США Дональда Трампа или даже госсекретарь США и будет уговаривать и Дели и Исламабад не реагировать. Пакистан нужен американцам как важный стратегический союзник, но важна и Индия, которая, как считают в США, оттянет на себя Китай и поможет справляться с Китаем.
Для России нынешнее обострение тоже неприятно, потому что если полномасштабный конфликт возникнет рядом с южными границами СНГ - Россия будет тоже вынуждена как-то реагировать. Россия могла бы тоже выступить регулятором спора, подобно тому как в 1966 году тогдашний советский премьер Косыгин помог урегулировать индо-пакистанский конфликт тех лет,организовав встречу лидеров двух стран в Ташкенте. Сейчас это сделать еще легче, потому что обе страны и Россия - члены ШОС. Но обе страны скорее готовы принимать дипломатическую помощь от США, чем от России.