Posted 27 февраля 2019, 17:23
Published 27 февраля 2019, 17:23
Modified 7 марта, 16:00
Updated 7 марта, 16:00
На видеозаписи видно, как воздушное судно, заскользившее по бетонке, развернуло боком, затем оно стремительно несётся в сугроб, упирается в него крылом и носом, а затем подпрыгивает так, что в снежной массе оказывается уже хвост. Покачнувшись, самолёт возвращается в положение баланса и останавливается.
Никто из пяти находившихся на борту человек - трех пассажиров и двух членов экипажа, к счастью значительно не пострадал. У самолета при посадке, по предварительным данным, надломилась стойка шасси. Рабочие расчистили площадку от снега, в котором застрял азербайджанский бизнес-джет, а затем самолет подняли с помощью автокрана.
Из-за закрывшейся в результате авиапроисшествия взлетно-посадочной полосы были отменены или перенесены несколько десятков рейсов.
Нельзя не отметить, что аварии в аэропорту «Шереметьево» стали чуть ли не обыденным делом. Так, совсем недавно, 13 января 2019 года, самолет авиакомпании Smart Wings, летевший из Москвы в Прагу, во время разбега выехал за пределы взлетно-посадочной полосы.
20 ноября 2018 года вылетающий из «Шереметьево» самолет рейса Москва - Афины при рулении на взлёт столкнулся с мужчиной, который в результате погиб.
28 февраля 2015 года в аэропорту «Шереметьево» два самолета, принадлежащие компании «Аэрофлот», столкнулись крыльями при буксировке. Инцидент произошел среди бела дня при ясной погоде около 15.20 по московскому времени.
Эти инциденты вызывают вопросы к руководству «Шереметьево» по части организация полетов и состоянию взлетно-посадочной полосы. Незадолго до инцидента со столкновением самолетов при буксировке Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров России обратился в транспортную прокуратуру с жалобой в администрацию аэропорта Шереметьево по сокращению персонала, которого и без того катастрофически не хватало для нормальной организации всех служб аэропорта.
Профсоюзные активисты потребовали проверить, насколько законны грядущие сокращения. Они подсчитали, что в аэропорту имелась недоукомплектованность штата службы диспетчеров. То есть тех, от кого напрямую зависит безопасность полетов.
В профсоюзе предупреждали: может повториться ситуация, произошедшая ранее с Falcon 50, на борту которого погиб глава французской компании «Тоталь» Кристоф де Маржери. Во "Внуково", где произошла трагедия, также было проведено сокращение персонала.
Благодаря вмешательству профсоюза, на тот момент удалось предотвратить неразумные, мягко выражаясь, планы. Но разного рода ЧП продолжаются.
Так, 12 февраля 2019 года Московская межрегиональная транспортная прокуратура инициировала проверку в связи с сообщением авиакомпании «Аэрофлот» о массовой отмене и задержке авиарейсов в аэропорту «Шереметьево» из-за неблагоприятных погодных условий.
Возможно, проверку следовало провести в отношении руководства аэропорта, а не авиакомпании, которая отдает себе отчет, что даже малейшая непогода ставит под угрозу безопасность полетов в аэропорту «Шереметьево» и отменяет рейсы из-за него.
На проблемы в работе аэропорта обратила внимание даже зарубежная пресса. Русская служба Би-Би-Си рассказала о пояснительной записке Минтранса к законопроекту «О внесении изменений в градостроительный кодекс», в которой было сказано, что третью ВПП в Шереметьево не получится ввести в полноценную эксплуатацию из-за ее слишком близкого расположения к населенным пунктам.
Строительство полосы продолжается, между тем, уже почти шесть лет ввод объекта в строй несколько раз откладывался.
Не исключено, что руководство аэропорта столь увлеклось строительством противоречащей российскому законодательству третьей полосы, что не уделяет достаточного внимания состоянию уже существующих взлетно-посадочных полос. На многочисленных видео выкатывания бакинского лайнера за пределы ВПП видно, что самолет буквально развернуло во время посадки. Так бывает, когда на полосе лед.
После аварийной посадки азербайджанского бизнес-джета Давид Гульмамадов, руководитель департамента наземного обслуживания авиакомпании Silk Way Business Aviation так прокомментировал ситуацию:
«На данный момент специалисты, которые посмотрели видео приземления, говорят о том, что с огромной долей вероятности можно утверждать, что на этом участке был лед. То есть полоса была плохо почищена: так скользить самолет по бетонной полосе не может. Если бы полоса была сухой, то шасси бы вырвало еще на ней, поскольку судно катилось боком. Специалисты утверждают, что на нескользком покрытии такое скольжение невозможно», - заявил представитель авиакомпании.
По его словам, аэропорт «Шереметьево» пока затягивает с предоставлением их авиакомпании полной информации. Поэтому в настоящее время руководством азербайджанских авиакомпаний Azal и Silkway принято решение приостановить полеты в этот аэропорт, пока не будет получена полная информация.
По словам представителя авиакомпании, технически борт был исправен, стойка шасси поломалось уже после выката судна за пределы полосы. При посадке все шло в норме, до того момента, пока «на ровном месте самолет не начало крутить».
Конечно, это всего лишь мнение о происшествии одной из заинтересованных сторон. Представители аэропорта «Шереметьево» пока не комментируют ситуацию.
Но если быть объективными, то нареканий у пассажиров и авиаспециалистов накопилось немало и к азербайджанским авиакомпаниям.
Как утверждают источники, учредитель Silk Way компания Azal, видимо, желая сохранить свое доминирующее положение на рынке пассажирских перевозок между Россией и Азербайджаном, препятствует здоровой конкуренции в этой сфере. Даже от «Аэрофлота» азербайджанская сторона требует согласовывать с ней тарифы, не говоря о том, чтобы допустить на бакинское направление других российских авиаперевозчиков. В итоге страдают пассажиры: отсутствие конкуренции ведет к снижению уровня сервиса на борту, большим промежуткам времени между рейсами, общего качества обслуживания. Такой подход не может не сказываться и на эксплуатации техники, и работе летного состава.
Тот факт, что Azal и Silkway отказываются летать в Шереметьево из-за отказа руководства Шереметьевского аэропорта в сотрудничестве по совместному расследованию причин аварии и нежелания предоставить полные данные по этой аварии, говорит о том, что в данном случае крайне необходим независимый арбитр, авторитетная и независимая экспертная группа.
В любом случае только компетентные органы могут дать объективное заключение, а не заинтересованные стороны. Это аксиома обеспечения безопасности полетов.
Виктор Новиков