Posted 26 февраля 2019, 13:27

Published 26 февраля 2019, 13:27

Modified 21 мая 11:57

Updated 21 мая 11:57

Изображение материала

Как в "Дураке": жители домов у Алабяно-балтийского тоннеля - в опасности

26 февраля 2019, 13:27
Жильцы домов по улице Балтийская - 6 в Москве оказались в положении полу-переселенцев. При этом согласие на снос своего нынешнего жилья они должны дать сами. Адрес нового жилья – тайна.

Ирина Мишина

С некоторых пор обитатели двух смежных домов по улице Балтийская, 6 начали получать странные уведомления, а на дверях их подъездов появились объявления о срочных собраниях в связи с «техническим состоянием домов». «Сначала появилась информация в WhatsApp-группе домов, попавших под реновацию. Представители Управы «Аэропорт» уведомляли, что дома по Балтийской, 6, в непосредственной близости от которых проложен Алабяно-Балтийский тоннель, находятся "в критическом состоянии". Жильцам предлагали признать дом аварийным. О конкретном месте переселения жильцов никто не информировал. Все понимали, что территория двух больших 9-и этажных кирпичных домов постройки 60-х годов, с развитой инфраструктурой, магазинами, школами и детсадами в шаговой доступности, неподалеку от метро, - это «лакомый кусок» для любого застройщика. Возникает вопрос: если дом признан аварийным, почему его не хотят ремонтировать, укреплять, почему сразу переезд, причём адрес его не известен?», - возмущается местная жительница Дарья Бердникова.

Постепенно от некоторых объявлений, касающихся домов на Балтийской - 6, стало веять фантастикой. Так, в ноябре прошлого года, на двери подъездов можно было прочесть о срочном собрании со следующей повесткой: « О принятии решения о самостоятельном сносе собственниками домов по адресу ул. Балтийская, дом 6, корпуса 1,2». Взволнованные жители ходили на эти собрания, снимали их на видео. «Бывший префект САО, обращаясь к жильцам, заявлял: «Если вы не согласитесь признать дом аварийным, то переедете в Большую Москву. Если признаете аварийным – можете рассчитывать на жильё в вашем районе», - рассказывает местный житель Дмитрий Асафьев. - Недавно, 21-го февраля, ближе к ночи, Управа района «Аэропорт» собрала нас на какое-то тайное собрание, которое вёл зам. префекта САО Владислав Аксёнов. Присутствовали также представители Департамента строительства правительства Москвы, МосжилНИИ проекта, НИИ им. Герсиванова. Эксперты говорили, что дом давно даёт усадку, жить в нём опасно для жизни. Но решение о переселении, как заявили чиновники, будет принято только после того, как сами жильцы признают дом аварийным».

Я была в этом районе и могу сказать, что на многих строениях, которые расположены в непосредственной близости от Алабяно-Балтийского тоннеля, появились трещины и даже обрушения. В частности, пошли трещины вдоль фасада и входа в Храм Всех Святых на Соколе.

Дома по Балтийской улице представляют собой два кирпичных здания, которые соединены переходными лоджиями. На корпусе 1 трещин нет, а вот на втором доме (его адрес Балтийская ул., дом 6, корпус 2) - трещины явно заметны.

В распоряжение нашей редакции попала видеозапись собрания собственников и жильцов дома 6 по Балтийской улице, организованная Управой «Аэропорт». Вот, что заявил на нём, в частности, Андрей Павлов, геодезист Научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического Института оснований и подземных сооружений им. Н.М. Герсеванова: «Мы ведём наблюдение за зданиями с 2008 года. В одном здании есть трещины: верхние – 7-12 мм, нижние 3-5 мм. Трещины с внутренней стороны здания доходят до 7 мм, трещины на лестничной площадке – до 10 мм. На третьем этаже обнаружена трещина до 27 мм. Трещины сквозные.Трещины в квартирах доходят до 7 мм».

В.Аксёнов, первый зам. Префекта САО: «Возможно причинение вреда жизни и здоровью граждан. Многоквартирный дом не пригоден для проживания и пребывания там людей, следовательно, этот дом оценивается как аварийный».

У жильцов это вызвало естественные вопросы. С мест люди, в частности, спрашивали:

- Почему так произошло? Назовите причины появления этих трещин!

- Есть ли предложения, как сохранить наши дома? Что вы собираетесь делать, чтобы предотвратить усадку и появление трещин?

- Как мы поняли из доклада геодезистов Института им. Герсиванова, за нашими домами наблюдают с 2008 года, т.е. практически со времени начала строительства Алабяно-Балтийского тоннеля. Почему только с началом программы реновации нам предлагают признать дома аварийными и согласиться на переселение?

В ответ представители Института подземных сооружений им. Герсиванова дали лаконичный и обтекаемый ответ: «Дом действительно находится в непосредственной близости от Алабяно-Балтийского тоннеля. Его площадка оказалась более уязвима, чем другие, грунты подвержены воздействию, вся площадка подвержена опасности…».

А теперь попробуем разобраться в том, что кроется за этим кратким объяснением. Алабяно-Балтийский тоннель – один из долгостроев нашей столицы и едва ли не самый дорогой в Европе тоннель. Вот, что сообщил наш источник в НИИ Генплана Москвы:

При строительстве тоннеля пришлось укреплять фундаменты соседних жилых домов. Но учли не всё...При строительстве тоннеля пришлось укреплять фундаменты соседних жилых домов. Но учли не всё...
При строительстве тоннеля пришлось укреплять фундаменты соседних жилых домов. Но учли не всё...

«Одна из проблем строительства всей этой развязки — огромное количество коммуникаций, которые надо было вынести из зоны строительства. Другая проблема — кирпичные дома вокруг. Дело в том, что их фундамент – это железобетонные блоки, лежащие на песчаном грунте. Любая подвижка приведёт к трещинам в стенах. Надо также учитывать, что тоннель проходит под Волоколамским, Ленинградским тоннелями и под Замоскворецкой линией метро, которая в этом месте имеет весьма непростую конфигурацию. Метро могло дать дополнительную нагрузку на фундамент домов. Все усложняется тем, что в этом месте находится плывун. В общем, строительство тоннеля в этом месте было достаточно сложной и спорной задачей. Кстати, обошлась она бюджету более, чем в 70 миллиардов рублей. Строительство шло сложно. Стена тоннеля один раз обрушилась, под завалом погиб человек, второму рабочему удалось выжить, он получил тяжёлые травмы. Ещё одна проблема - Под Алабяно-Балтийским тоннелем течет подземная речка Таракановка, которая размывает московский грунт».

Однако, все эти проблемы не остановили подрядчика – компанию «Космос». Она предложила построить объект дёшево и в рекордно короткие сроки. То, что все сроки были сорваны – значения для «Космоса» не имело. Главное - получить заказ. Кстати, ещё во время строительства пришлось укреплять ползущий фундамент близлежащих домов. То, что это может коснуться и других зданий, компанию «Космос» интересовало мало. И если трещины на станции метро "Сокол" можно отслеживать, то предсказать, насколько сильно и быстро тоннель будут подмывать подземные воды под фундаментами жилых домов, и выдержит ли грунт двойную нагрузку – от вибрации поездов метро и гигантский поток автомобилей, – невозможно. Естественно, господин Чеботарев, руководитель НПО "Космос", уверял в безопасности и уникальности тоннеля. Но все оказалось не совсем так...

Тем временем, от жителей дома 6 по Балтийской улице поступила информация о том, что Управа «Аэропорт» уже организует экскурсии в некие дома-новостройки, расположенные на улице Самеда Вургуна и на улице Ильюшина. При этом жильцы недоумевали: «На ул. Ильюшина квартиры вообще без отделки, и в любом случае переселение в эти 3 дома – вопрос спорный. Во-первых, чтобы переселение началось, необходимо, чтобы 2/3 собственников жилья приняли об этом решение , чтобы собралась межведомственная комиссия и признала дом аварийным. Во-вторых, в новых домах всего 68 однокомнатных квартир, а в домах по Балтийской улице их 112, т.е. «однушек» в этих домах точно на всех не хватит», - рассказал местный житель Дмитрий Асафьев.

Но Управа района «Аэропорт» упорно продолжает водить экскурсии в новые дома, косвенно склоняя жильцов с Балтийской улицы к переезду. Мы решили поинтересоваться серьёзностью намерений местных чиновников. Сотрудница Управы «Аэропорт», представившаяся Розой Николаевной, дала «НИ» следующие пояснения: «На сегодняшний день дом на Балтийской, 6 аварийным не признан. Экспертиза проведена, но постановления пока нет. И документов о переселении официальных, соответственно, нет. Мы просто водим людей смотреть, в каких домах они могут жить, если встанет вопрос о переселении. Но это вовсе не значит, что они переедут именно в эти дома по этим адресам. Все вопросы – в Департамент городского имущества».

Однако, все наши попытки получить хоть какой-то конкретный ответ в департаменте городского имущества Москвы результатов не дали. Там ссылались на департамент строительства правительства Москвы, который отвечал упорным молчанием.

Алабяно-Балтийский тоннель - гордость московской мэрии.Алабяно-Балтийский тоннель - гордость московской мэрии.
Алабяно-Балтийский тоннель - гордость московской мэрии.

Профессор Московского архитектурного института, председатель Московского архитектурного общества Борис Уборевич-Боровский подтвердил, что причина возникшей проблемы с домами на Балтийской улице скорее всего в инженерных просчетах при строительстве Алабяно-Балтийского тоннеля:

«Любое здание должно стоять на земле устойчиво. Для этого должны быть грамотные конструктивные решения, которые защищали бы жильцов. Все это должно быть просчитано заранее. Конструкторы должны были учесть и близость метро, и плывун, и речку Таракановку. Если рядом с жилым домом строится какое-то сооружение, оно должно учитывать конструкцию близлежащих домов. Алабяно-Балтийский тоннель по своей конструкции один из самых сложных в Европе. Его надо было проектировать строго с учётом прилежащих зданий, чтобы они не просели, чтобы не начал вымываться грунт. Вообще, у нас в Москве очень сложные грунты. Не исключаю, что проблема – в исполнении работ. Могли что-то не исполнить по проекту, в результате соседние здания начали «трещать». Оценку этой ситуации может дать эксперт по основаниям и фундаментам тоннелей и зданий. В первую очередь, необходимо проверить, предусмотрена ли в проекте защита фундаментов близлежащих жилых и нежилых строений. Если не предусмотрена – застройщик обязан заплатить штраф».

А теперь давайте вспомним, что говорили городские чиновники, открывая тоннель.

Заместитель мэра по вопросам строительства Марат Хуснуллин: « Это самое сложное инженерно-техническое сооружение, возведенное в мегаполисах мира».

Руководитель Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному контролю Алексей Алешин: «Мы открываем объект, который абсолютно безопасен для движения автомобилей и горожан, которые живут неподалёку. Строители сделали всё, чтобы с технической точки зрения объект был надёжным!».

Как все это согласовать с трещинами в жилом доме, с разговорами о его аварийном статусе, с «подвешенным» состоянием, в котором оказались жильцы 228-и квартир, которых призывают к «принятию решения о самостоятельном сносе»? Кто за это ответит? Мэр? Его заместитель по строительству? НПО "Космос", построившее тоннель, опасный для жизни людей в соседних домах?

Пока ответственных за сложившуюся ситуацию нет, и жильцы действуют на свой страх и риск. «У нас собралась инициативная группа, на свои деньги наняли юриста, собрали подписи и будем требовать провести капитальный ремонт», - сообщил последние новости Дмитрий Асафьев.

Наш источник в НИИ Генплана Москвы дал свой комментарий о сложившейся ситуации: «Институт подземных сооружений им. Герсиванова и его экспертизы в данном случае ничего не решают. Уговаривать жителей признать дом аварийным бесполезно. Решение о признании дома аварийным выносит Мосжилинспекция. А такого заключения на сей день нет. Если дома действительно признают аварийными, они подлежат расселению. Если жители считают, что им был нанесён материальный ущерб вследствие некомпетентных расчётов при прокладке Алабяно-Балтийского тоннеля, они вправе подать исковое заявление в суд к подрядчику».

А пока с жителями злополучных домов власти Москвы играют в ромашку, только вместо "любит - не любит" предлагается рвать листочки с надписями "аварийный - неаварийный". Игра странная и, возможно, небезопасная. Напоминает ситуацию, блистательно показанную в фильме Быкова "Дурак".