«И ещё один гвоздь в крышку гроба московской экосистемы, - пишет в ФБ блогер Ирина Синицына. - Вырубили братеевскую пойму, Кульбачевский (Антон Кульбачевский - руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, - прим.ред) ее посчитал свалкой. В пойме жили 16 животных из Красной книги (включая горностая) и десятки видов птиц, некоторые тоже исчезающие. Весной цвели малина, смородина, зверобой, васильки и ромашки. От запахов трав голова пьянела, и столько бабочек и шмелей я не видела нигде. Травы росли в человеческий рост. С крутого берега реки город совсем не было видно, казалось, что это нетронутая, заповедная Русь откуда-то из детства, из давних времен. Белая лилия цвела в воде, первый и последний раз я ее видела здесь... Несчастные остатки поймы назвали фаунистическим заказником (единственным в Москве), да толку теперь...»
Как происходило уничтожение этого уникального уголка Москвы написал в ЖЖ блогер Sebastiantraum:
Братеевская пойма - уникальное с точки зрения биологического разнообразия место в Москве. Эту территорию никто почти не защищает, хотя именно здесь, по подсчетам активистов, обитает 28 видов, входящих в Красную книгу (восемь из них под угрозой уничтожения). Здесь нет костяка инициативной группы, или большого районного сообщества, чтобы "встать под ружье", дежурить и не пускать экскаваторы на озелененную территорию. Есть только отдельные активные граждане, и они в одиночку пытаются бороться за свой любимый район.
Именно эти люди сейчас хотят донести, что природную территорию Братеевской поймы и окрестностей буквально "кошмарят" благоустройством и застраивают непонятными сооружениями. Благоустройство должно было завершиться в августе прошлого, 2017 году. Но конца ему не видно было даже осенью. Уже лежит снег - а работы продолжаются.
Можно долго говорить об объективно существующей колоссальной антропогенной нагрузке на природные сообщества, о несознательных гражданах, оставляющих повсюду мусор, вытаптывающих траву и рвущих цветы - но сегодня именно оживление хозяйственной деятельности и т.н. "благоустройство", наносит зеленой территории Братеева наибольший урон.
Во-первых, у реки идет самая настоящая стройка. Посмотрите на чудо-сооружение желтого цвета. Эта непонятная постройка вообще никак не обозначена на картах. Здание есть, и спутник его "видит" - а на карте ничего нет.
На публичной кадастровой карте чудо-стройка не обозначена никак. Дом-невидимка без окон и дверей будто не существует.
А на другом берегу речки Городни - своя напасть. Здесь свирепствует то, что московские чиновники почему-то называют словом "благоустройство". Тяжелая техника ездит по местам, где обитали краснокнижные виды. Уничтожался естественный газон, вместо него завозился новый слой земли.
Природная территория во время такого "благоустройства" напоминала поле боя после танкового сражения под Прохоровкой.
Надо сказать, не повезло не только Братеево. Почему-то особенную тягу чиновники испытывают к благоустройству Москва-реки и вообще речным пойменным пространствам. Желание застроить лакомый уголок у воды чем-то "элитным" и выгодным перешло все разумные границы. Похожую картину мы наблюдаем в Строгинской, Мякининской и Мневниковской поймах.
Департамент природопользования, похоже, не видит в массовом уничтожении живой природы речных пойм никакого криминала. Впрочем, это ведомство само активно участвует в процессе вывода природных территорий под застройку. Глава ДПиООС, Антон Кульбачевский, то рассказывает о том, как много в Москве места на особо-охраняемых природных территориях, то заявляет, как в случае с Мневниковской поймой, что это покрытая порослью помойка, и у ДПиООС нет средств ее реабилитировать.
Братеевскую пойму Антон Олегович Кульбачевский тоже называл "свалкой мусора". А значит - теперь тут можно затеять любое "благоустройство" и осваивать миллиарды рублей, никого не спрашивая и ни с кем не считаясь. Так, например, на известном сайте-"симуляторе" общественного мнения "Активный гражданин", Братеевская пойма с уникальной флорой и фауной зовется "пустырем". Да, пойме действительно не повезло: она не является ООПТ. "Природные комплексы" и краснокнижные виды здесь официально есть. А ООПТ - нету. И это последнее обстоятельство окончательно развязало чиновничьи руки.
Цена благоустройства поймы - почти полтора миллиарда рублей.
И вот как эти деньги начали "работать".
На луговые газоны складировались тонны бордюрных камней. Выпиливались сотни кустарников и уничтожалась естественная растительность. Природную территорию закладывали бетонными плитами. Вот так выглядит пойма возле жилой застройки, дорога от парка у Городни (рядом с метро Алма-Атинская) к устью речки.
Ради освоения миллиарда рублей в Братеевской пойме уничтожались деревья и кусты. Разве можно назвать вот такие работы "благоустройством" природной территории? Это варварское уничтожение всего, что там растет и зимует.
Естественная растительность заменялась на сеяную, газонную траву. Потом делали деревянные "эко-тропы" - что выглядит форменной издевкой после массовой "зачистки" всего живого. Кому и зачем нужна вот такая "экотропа" между двумя дорожками из плитки?
Место обитания водоплавающих птиц превратились в ровную площадку с насыпным грунтом.
"Видов животных из Красной книги города Москвы в пойме 31 (5 - млекопитающих, 24 - птиц, 2 - пресмыкающихся). Колонии чаек нынешние работы напрямую не угрожают. Кулики в последние годы встречались, но не были отмечены на гнездовании, чирки (трескунок и свистунок) - тоже" - рассказывает Кирилл Ивановски, местный житель и активист.
"Беда в том, что подавляющее большинство москвичей не имеет представления о богатстве природы подобных мест. И если лес (а столичные ООПТ по преимуществу лесные) у многих всё же ассоциируется с чем-то ценным, с необходимостью беречь природу, то луга, болота и долины малых речек - нет. В сознании многих это пустыри, пристанища "маньяков, алкашей и бомжей", которые надо "облагородить" для отдыха приличных горожан. И подобные представления эксплуатируются городскими властями, делающими ставку на культуру "праздника" и развлечений. Это при том, что в числе задач московского ДПиООС, как указано на сайте Департамента, есть "Обеспечение населения достоверной информацией в области охраны окружающей среды" и "Организация экологического воспитания, образованияи формирования экологической культуры". Однако в Москве процветает экологический обскурантизм."
Вот яркий пример подобной "культуры развлечений", нещадно отнимающей у природы остатки когда-то принадлежавшей ей земли.
Качели, подобные тем, что были установлены у памятника Маяковскому, распространились и по Братееву. Чего в Братееве теперь только нет! И международный автобусный порт, и амбары с оптовыми складами с тряпками, метро Алма-Атинская... Вот теперь то здесь будет настоящая красота и город-сад, - да, уважаемый Антон Олегович Кульбачевский?
Кирилл Ивановский: "В прошлом году я видел на этом месте серых куропаток. Растения делают воздух чище, улавливая взвеси и поглощая токсичные газы. Но ценность именно Братеевской поймы - в редкости подобных экосистем в Москве и сохранении биоразнообразия, включая редкие виды."
После проведенного благоустройства куропаток здесь вряд ли увидят. Автомобили спокойно заезжают и паркуются на территории поймы. Стихийная парковка образовалась у проезда от Братеевской улицы до здания на берегу реки по адресу Проектируемый проезд №5402, владение 9.
По мере развития "благоустройства", пойма все больше напоминала лесозаготовки.
Впрочем, управиться в срок все равно не смогли. На фото видны остатки снега - и это уже далеко не "июнь-август 2017 года", когда работы должны были закончиться. Кто-то будет наказан за подобное варварское благоустройство и затягивание работ?