Ирина Зиганшина
С кинорежиссером Юрием Быковым просто не бывает. То он снимет сериал «Спящие», прославляющий отечественные спецслужбы, отвратив тем самым от себя либерально настроенную интеллигенцию. То вдруг выпустит фильм «Дурак», который та же самая интеллигенция сочтет одним из лучших в современном российском кино.
И вот новый скандал: не успел выйти в прокат новый фильм Быкова «Завод», как режиссер признался в ФБ, что ему за него стыдно:
«Режиссер Быков как всегда стал примером отсутствия стержня и ума, по крайней мере, стратегического. Втянул огромное количество людей в авантюру, которая была обречена, поскольку не имела четко выраженного ориентира ни по бизнесу, ни по творческому посылу. Трусость — опора недальновидности. Так держать, Юрбан! До встречи в сумасшедшем доме!»
Кроме того, режиссер заявил, что ему стыдно и перед продюсерами:
«Чувство даже не смущения, а стыда просто пожирает изнутри. Как можно было, получив огромный багаж доверия после «Дурака», прос..ть его и обмануть себя по принципу «одной жо..й на двух стульях?» (...) Нужно было снимать честное, грязное, дешевое кино на коленке, как «Майор», для думающей аудитории центральных городов, не заигрывая с публикой, которая на последние гроши просто хочет выдохнуть в конце рабочей недели.
Теперь совершенно очевидно, что снимать полнометражное кино придется почти за ноль. Никто никогда мне больше таких денег, как на «Завод», не даст. Прошу прощения у группы, артистов и партнеров за этот пост, но делать вид, что все в порядке, нет сил. Не в порядке. И виноват в этом я».
Кстати, незадолго до премьеры режиссер в интервью телеканалу RT уже предчуствовал провал и признавался:
«Фильм действительно задумывался как жанровый триллер. Я даже иногда, иронизируя, называю жанр боевиком. Но в каждой шутке есть доля шутки... Действительно, хотелось выйти на широкий экран. Мои картины до этого не выходили широким тиражом.
Здесь специально были сделаны реверансы в сторону массового зрителя. Это и экшн-сцены, и графика. Снято это достаточно дорого по меркам авторского кино. Да, мы метили в широкую аудиторию. Очень хотелось сделать картину, которую нужно смотреть на широком экране. (...)
Массовая аудитория развлекается. Она отдыхает. Сильно её будоражить и провоцировать на что-то очень опасно, продюсеры этого боятся. И правильно делают: вы поймите, кино — это всё-таки огромные деньги, которые нужно возвращать. До бесконечности вкладывать в большое искусство нельзя, таких примеров даже нет.
Да, есть какие-то разовые явления, художники, которые действительно должны существовать и работать. Потому что потом — через 10, 20, 30, 40 лет — станет понятно, что это наш интеллектуальный, культурный багаж. Но, во-первых, я в их число не вхожу. А во-вторых, там единицы нужны по большому счёту. Всё остальное — это индустрия. И, собственно, как в ней работать — очень большой вопрос. Потому что нужно работать в компромиссе. (...)
У меня ощущение паники, вообще-то. Я не очень понимаю, чем буду дальше заниматься именно потому, что то, чем я хотел бы заниматься, не имеет пути реализации. И в этом смысле, хоть по той, хоть по другой, хоть по третьей причине, действительно, придётся делать паузу...»
«Завод» вышел в прокат 7 февраля, а по данным портала «КиноПоиск» 18 февраля кассовые сборы составили меньше 20 миллионов рублей.
Юрий Быков снял также такие фильмы как «Майор», «Дурак» и сериалы «Спящие», «Метод».
В триллере «Завод» рассказывается история о похищении олигарха работниками предприятия, не получавшими зарплату полгода.
Между тем, популярный писатель Захар Прилепин в своем комментарии к демаршу Быкова поддержал режиссера, посетовав на то, что серьезное кино, как и серьезные книги в России читать-то и некому:
«Режиссёр Юрий Быков написал грустный пост: он сделал фильм, фильм в кинотеатрах провалился. Негласный, но различимый вопрос Быкова: а где мой, наш умный народ? Давайте не будем льстить нашему умному (без иронии) народу. В России читают умные книжки двести тысяч человек. Ну, триста. Ещё триста читают чудовищные книжки, лучше б вообще не умели читать. В России слушают умную музыку триста тысяч человек. Ну, пятьсот. Ещё пятьдесят миллионов слушают такое, чтоб лучше б даже не знаю что. В России смотрят умное кино те же двести, триста, пятьсот тысяч человек. Хорошо, уговорили, миллион. Остальные не смотрят умное кино. Смотрят глупое. Ну и что? У меня в батальоне было две трети плюс-минус таких. И чудесные мужики при этом. И в деревне, где я родился и вырос. И в деревне, где я сейчас живу. Наш огромный и умный народ ничего никому не должен. Если мы хотим, чтоб он умнел, придётся это делать на государственном уровне. Мусор отовсюду выгребать, а подавать народу только качественную выпечку и свежевыжатые соки. Чтоб выбор был только между хорошим, прекрасным и шедевральным. Иначе будут вам вечные «Ёлки», палки и копалки. Не хотите – как хотите. Но главное – не льстить себе. По сравнению с нами советские граждане образца 1975 года – люди иной цивилизации. Они (десятки миллионов!) ходили на фильмы Шукшина и Германа, и – миллионы! – читали Стругацких и Распутина. И стадионами слушали стихи. Которые сейчас тиражом в 500 экземпляров годами продаются. Это наша страна. Она зарабатывает бабло на нашей глупости и пошлости. Но деньги мы всё равно отдаём сами...»
А вот кинокритики остались разочарованы фильмом.
Жестко отозвался о нем Леонид Павлючик:
«Несмотря на то, что режиссер долго готовился и упорно шел к своему фильму, в окончательном виде «Завод» смахивает на черновую сборку. В фильме много сюжетных неловкостей и неясностей, в частности, у многих вызвал вопросы мутный, скомканный финал. По жанру «Завод» зависает между социальной драмой и боевиком. Для драмы фильм недостаточно глубоко проработан, для боевика в нем слишком много длинных, отдающих литературностью разговоров».
Суров был вердикт https://users.livejournal.com/-arlekin-/3962362.html Славы Шадронова:
«...его "Завод" не уродлив и не смешон, но и не глубок, не серьезен по-настоящему: он примитивен, спекулятивен, манипулятивен и до неприличия сентиментален. Тут все неправы - и рабочие, взявшиеся за охотничьи ружья, чтоб раскулачить буржуя, и пропавшие ни за грош, и одноглазый (читай "политически близорукий) незадачливый революционер-ветеран, и в своем роде несчастный олигарх, которому удалось выжить когда-то в бандитских разборках ценой потери всякого страха и стыда, и бессменный под разными фамилиями и званиями капитан Дадакин; но при этом всех жалко - и олигарха, и рабочих, и ментов, и ряженых прокуроров, и напуганных журналистов (куда-то пойдет их репортаж...), и, едва ли не пуще всех, калугинского помощника Антона (Владислав Абашин) - у него ведь жена... В этой всепоглощающий жалости заявленный протестный энтузиазм растворяется и сливается - изменить-то все равно ничего нельзя... Работяги по крайности быстро отмучились, Седого пристрелили при штурме собровцы, Антон же в финале уходит пешком по дороге в туманну даль, и откуда ни возьмись увязавшаяся за ним собачка виляет хвостом - вот в этой собачке вся суть и вся "соль" быковского мировоззрения, а не просто эстетики, так к нему и следует относиться, как к "собачке", а не как к "агенту Кремля"...»
Слабые места обнаружила в фильме критик Сусанна Альперина:
«Слабое место фильма "Завод" - не тщательно прописанная драматургия сценария, от этого он не держит зрителя в постоянном напряжении, заставляя впиваться в ручки кресел и забывать о попкорне. В нем примерно понятно, что происходит и что будет дальше. (...) "Завод" обилием затронутых тем и колебаниями между жанрами заставляет думать о себе, что это тот случай, когда Быков-режиссер сам не понимает, что сделал, потому что Быков-сценарист не додумал сценарий. И это проявилось в разночтениях финала. Режиссер уверен, что в финале произошло одно, тогда как зритель способен увидеть в нем совершенно другое.
Тем не менее в целом очень хорошо, что такой фильм, как "Завод", снят, что его принимают в других странах (предпродажи - на 25 территориях) и фестивалях - премьера прошла в престижном Торонто...»
Впрочем, нашлись и такие, кто оказался к Быкову благосклоннее профессионалов, как например, блогер botya:
«На Быкова стоит идти хотя бы уже потому, что это на данный момент один из самых вменяемых и интересных режиссёров в России. Кроме того, Быков снимает не чернуху, не "про войну" и не апологетику Успешного Успеха со шлюхами, видом на Москва-сити, кокаином и дешёвой драмой, а самое что ни на есть социальное кино. Про "Дурака" я уже писал ранее. "Завод" в принципе тоже про Дурака. Кажется, Быкову интереснее всего этот тип героя. Дураку всегда что-то надо, Дурак за правду. Дурак – единственный, кто не принимает "реальную жизнь", то бишь не сдаётся в плен всеобщему безумию.
Кино Быкова искренне отражает наш текущий политический момент. Оно народническое, а у нас за окном – мировая реакция. Сюжет "Завода" – это рассказ про поступок заранее обречённых людей. Кто смотрел: представьте, что Он делает не то, что делает, а координируется с другими работягами на других заводах, создаёт Советы, наконец, как Клим Ворошилов когда-то в далёком 1905 году, ставит на уши город. Нет, происходит то, что происходит. Мы пока на этой стадии, наше кино пока на этой стадии. Да и не даст никто денег на кино про Ворошилова.
Человеческая история в "Заводе" совершенно не плоская. Нет, это не про того американского чудилу на бульдозере (почему-то все считают его положительным героем). Все характеры без лишней суеты показаны достаточно объёмно. Правда на правду, мотивации и поступки. Интерес против высшего интереса.
Что может честный Быков, когда у нас такие времена, в которых ничего не меняется? Показать преображение героя. Эстафета передана от сердца к сердцу. Гарантия серьёзности убеждений самая твёрдая – смерть. Один передал правду другому, и вот они уже не отличимы для пьяненького сторожа на проходной.
Всё, что мы видим на большом экране в этой хорошей кинокартине – это дно, которое уже не пробивается. Точка старта или точка небытия. Жизнь опустилась сюда, надежд больше нет. Есть одиночные безумные поступки, которые могут расшевелить других, а могут и нет. Рискни – и умрёшь. Не рискнёшь – всё-равно не поживёшь как человек. Ценить, то что было, надо тогда, когда оно было. За 30 лет реформ все иллюзии пропиты.
Только вот этот безумный с автоматом и дырками в спине. Ещё этот бандит. И отсутствие рынков сбыта. И больше ничего. Ни один олигарх не пострадал. Сюжет на ТВ не выйдет. Прокурор просушит свои портки. Губер продолжит "осваивать" регион.
Быков снял фильм про ту самую ненавидимую... то есть невидимую руку рынка. Да, наверное, жаль, что Седой не учился в марксистских кружках и не читал классиков. Жаль, что нет никакой организации, которая может помочь. Вся эта самодеятельность с оружием в руках обречена.
Но разве Дурак виноват? "Не мы такая, жизнь такая" – говорит герой другого фильма про российские реалии; имеет ввиду, крутимся как можем. "Жизнь такая, но мы не скот" – как бы говорит герой фильма "Завод". Пока таких дураков мало, они смешны. Потом их станет больше. Потом появится Умный и возглавит Партию. А потом изменится и сама жизнь. Но зарождаться этому новому витку на пути к красивому и разумному устройству общества придётся во мраке подыхающего сталинского завода.
Быков сказок не снимает...»