Posted 17 февраля 2019, 10:29
Published 17 февраля 2019, 10:29
Modified 7 марта, 16:09
Updated 7 марта, 16:09
Любопытную проблему поднял в ФБ американский бизнесмен русского происхождения Алексей Крол:
«Яндекс вышел на рынок он-лайн образования. О чем это говорит? О том, что рынок он-лайн образования, как выход для малого бизнеса умрет в течении нескольких лет.
Как только вы начинаете учить кого-то своим уникальным навыкам, вы формализуете свой опыт, а значит делаете его легкой добычей для копирования. Сначала у вас начинают воровать пэтэушники, но потом происходит то, что происходит.
Крупные компании с ресурсам давно поняли, что парадигма «профильного бизнеса» изжила себя. Сейчас, имея ресурсы и понимание рынка, нет нужды покупать стартапы. Достаточно увидеть перспективную нишу, собрать наемную команду и предложить продукт на уже сформировавшийся рынок.
А потом все решает финансовый ресурс и покупка трафика. Какой бы крутой преподаватель ни был, он не может конкурировать с корпорациями в покупке трафика. А значит у него остается два выбора - идти в корпорацию либо создавать что-то уникальное, что не может быть скопировано.
И однозначно - знания, навыки по своей природе идеальны для копирования.
Корпораты покупают стартапы потому, что те имеют уникальную технологию и компетенции, но эта эпоха в прошлом.
10 лет назад было мало людей, кто был способен создать что-то типа Telegram или Whatsapp. Сейчас создать клон такого мессенджера стоит от 50 до 100 тысяч долларов, а остальное решает трафик и данные, которые стали главным активом корпораций.
Это проявляется во всех отраслях, и это создает серьезный барьер для новых стартапов и малого бизнеса.
Какой бы крутой продукт или сервис у вас ни был, как только вы чуть-чуть стали заметны, вашу идею безжалостно копируют и выводят в топ исключительно за счет трафика.
Корпорациям выгодно занимать выжидательную позицию и наблюдать за экспериментами стартапов, но сами стартапы больше не нужны. Стартап - это уже не люди и технология, а proof of concept (апробация концепции, - прим.ред) за чужие деньги.
К примеру, тому же Яндексу или Сбербанку захочется выйти на рынок обучения английскому языку. Нужно ли ему покупать Skyeng? Однозначно нет, потому, что реверс инжинириг софта, модели + покупка рынка + хантинг ключевых специалистов будет стоить на порядки меньше.
Да, сначала, первая версия будет не айс, но при бесконечном финансовом ресурсе все равно будет быстро завоевана большая доля рынка, потом жесткий демпинг, убивание пионера и скупка его людей и клиентской базы за бесценок.
Такая стратегия уже опробована в Китае, и доказала свою эффективность.
20 лет назад венчурные инвесторы заняли нишу дефицита решимости со стороны корпоративных капитанов, но время и люди поменялись. Все крупные корпорации превратились в венчурные фонды, инкубаторы и акселераторы.
Технологии позволили существенно сократить издержки бизнес-процессов и масштабирования, и корпорации стремительно наступают во всех нишах, где традиционно живет малый бизнес.
Сейчас создаются сети, которые мимикрируют под малый бизнес, но по сути являются сетями. Я думаю, что франшиза как способ масштабирования тоже начнет умирать, так как это метод роста в отсутствии денег.
Посмотрите на 5-8 лет вперед. Вопрос - куда инвестировать время становится все более актуальным.
Мы приходим в эпоху нового феодализма и нового рабства.
UD:
За 30 лет инженеры, технологии и деньги превратились в коммодитиз (ширпотреб, - прим.ред). Это неумолимый факт для 99% технологий на рынке.
Еще 30 лет, еще 15 лет назад инженер, разработчик, тем более венчурный инвестор были сакральными фигурами. Но во что все это превратилось сейчас? В насмешку, фарс и китч.
Если возникает какая-то уникальная технология, то она копируется немедленно, если патентуется или с помощью реверс инжиниринга. Собственно именно так поступал СССР и так поступает Китай, Россия и все страны. США сильно озабочены этой проблемой, поправки а-ля Джексона-Винника не спасают.
Все, что доступно через интерфейс и может быть представлено в цифровом виде может быть скопировано и продано в неограниченном масштабе, что немедленно снижает его ценность.
Есть стартапы, которые пытаются продвигать hand-made and story driven (уникальные, - прим.ред.) продукты, но как только количество предложений превышает тысячи, немедленно затраты на трафик ОПЯТЬ начинают кратно превышать затраты на креатив или продакшн.
Люксовые бренды жестоко борются за эксклюзивность и ограниченность коллекций, но качество подделок достигло такого уровня, что бороться с этим невозможно, или только вводя что-то типа клубного доступа.
Условно говоря, вся Долина ходит с сумками от Луи Виттон, но теперь фишка не в том, а в аутентичности этих сумок, потому, что на Али - экспресс продаются подделки, которые вы можете различить только после 30-минутого исследования с лупой.
Что же, нельзя подделать? Конкурировать можно, а подделать нет?..»
В своем отклике на эту публикацию читатель Oleg Sambikin предложил такой выход из положения:
«Алексей, вот во всем согласен, особенно когда мы говорим о технологиях в интернет, но обычно и копируемые технологии довольно примитивны. Но есть масса примеров наукоемких технологий - медицина, промышленная химия, где вычисления и копирование уникальных алгоритмов критически затруднено. Если говорить о "нечестных" преимуществах, то они продолжают оставаться в случае именно сложных технологий. Копируются обычно социальные технологии и бизнес модели. Другой пример игры, много знаешь примеров где корпорации смогли скопировать чужую, уже заметную игру и создали для нее еще больший успех? Творческий процесс продолжает требовать участие нового автора, задержка во времени релизов даже в полгода стала критически влиять на восприятие потребителя, все, тренд сформировался и сложно успеть подцепить и тем более возглавить его. Поэтому яндекс, гугл, майкрософт и даже мыло конечно паразиты в части воровства идей, но пока идеи не защищают как защищают авторское ПО это воровство будет только усиливать сильных...»