"Новые Известия" сделали подборку постов, показавшихся довольно любопытными. Самым «ленивым» аналитиком оказался Незыгарь, ограничившись короткой фразой: «Читать Суркова – это уже дурной тон».
Другие популярные каналы, следящие за политической повесткой, оказались более словоохотливы.
«Статья Владислава Суркова в «Независимой» про долгое государство Путина – попытка выдать текст с придаточными предложениями за философский трактат. Эта публикация – факт аппаратной жизни – рассчитана лично на Путина, однако ежегодные изыскания Суркова вызывают лишь иронию. Среди набора тезисов мы отчетливо видим желание замаскировать паническую нужду под добродетель, прослеживается и квинтэссенция «вечного возвращения» (по Ницше)».
«Судя по всему, дорога в кабинет Путина ему закрыта, поэтому приходится послания отправлять через СМИ и подручных журналистов задавать вопросы Пескову по этому поводу».
«Сурков заигрывает и с читателями, и со своими работодателем одновременно. Помимо откровенного оммажа в сторону Третьего рейха с его философией великого предназначения, особом пути народа и «идеологии» под названием «путинизм», Сурков произносит одну очень важную мысль – все тоталитарные империи, сосредоточенные на «жестком» лидере, обречены на один и тот же финал. Семья Рюриковичей, Романовых, Советский Союз, а дальше, видимо, Сурков предрекает крах и «Путинской России».
«Статья Суркова — это «послание» тому, кто в марте огласит перед Федеральным собранием своё собственное Послание. Статья-исповедь, статья-признание, статья-покаяние с очевидным сигналом «верните меня в игру, я всё понял и исправился». Пресловутый «трансфер власти» и его приближение осознали все, а потому вписаться необходимо — и вот Юрьевич «вписывается», предлагая идеологию и стратегию «долго путинского государства» нести в массы».
Не анонимные эксперты тоже молчать не стали. Журналисты от политики в целом предпочли либо констатировать факт – как, например Владимир Соловьев, опубликовавший твит: «Статья В.Суркова. Думаю, что вызовет очень бурную дискуссию», либо отдать должное эпистолярному таланту Суркова куда менее заувалировано – как Алексей Пушков, написавший в twitter: «…пока статья года. Вряд ли в ближайшее время у неё появятся конкуренты».
Журналист и общественный деятель Максим Шевченко хвалить автора не стал, высказавшись вполне в тональности КПРФ, которую с недавних пор представляет: «Манифест Суркова - это манифест «Железной пяты» (вспоминаем Джека Лондона). История опять приходит к ясной и жесткой дихотомии – власть и произвол правящих элит и капитала».
Алексей Венедиктов задается вопросами и ищет намеки:
«А, ну конечно, это рассуждения германских лидеров прошлого века в 30-е годы, объяснения, почему Третий рейх обязательно будет тысячелетним. Только вместо Карла Великого – Иван Третий, вместо Фридриха Барбароссы – Петр Первый, а вместо Бисмарка – Ленин. Ну и вместо западной плутократии – западная демократия. Конечно, никакого преследования никакой отдельной нации – в 21 веке это не модно. А так – тютелька в тютельку. Только «тысячелетний» Третий рейх с такой философией просуществовал недолго. На что намекаете, Владислав Юрьевич? Или, точнее, на кого?»
А вот политолога Аббаса Галямова, больше всего беспокоит один вопрос – зачем?
«Сурков, безусловно, опытнейший пропагандист, и мне непонятно, почему он ставит сейчас в повестку именно вопрос доверия - самое слабое место режима? Ну ограничился бы темой силы - и замечательно! Никто ведь не спорит, что Путин - сильный лидер. Но нет, Суркова понесло рассказывать россиянам, как они Путину верят! Хорошо, предположим, что сейчас народ задумается, доверяет он президенту или нет. А между тем согласно последним данным ФОМ на вопрос «За последний месяц вы стали больше или меньше доверять Путину?» утвердительно ответило лишь 14 процентов респондентов, а вот 38 заявили, что стали доверять ему меньше. При этом ещё в середине июня выбравших положительный ответ было больше тех, кто предпочитал ответ отрицательный. Поднимать проблему, по которой ты имеешь такую негативную динамику, - зачем это?».
Коллега Галямова политолог Константин Колачев для себя ответ на этот вопрос, очевидно, нашёл, в общем-то, вторя общей тональности вышеприведенных постов телеграм-каналов: «Собственно текст статьи означает одно: государство на доверии без Суркова не построить, а чтобы путинизм пережил Путина опять же нужен Сурков».
Рассуждения Суркова остались незамеченными даже Шнуром, написавшим свое очередное поэтически-политическое эссе:
Не читали вы Суркова Владислава?
Как писатель многим фору даст,
И хотя за ним дурная слава,
Выдающийся, по-моему, фантаст.
В будущее зрит, как ты в тарелку,
Видя перспективы путинизму.
Ну, а ты, товарищ, мыслишь мелко,
Через обывательскую призму.
Стиль большой не видишь, дурачина,
За неубранным сугробом снега.
Ищешь все в чиновниках причины,
Выше государства ставя эго.
Прочитай, бюджетник, и пойми ты,
Мы же СМЫСЛЫ производим паче,
А вокруг враги и их наймиты,
Нам мешают выполнять задачи.
А вот публицист и историк, автор "Новых Известий" Борис Керженцев прислал статью "Апология дна":
Статья Суркова – это настоящий трэш. Апология дна, на котором оказались современные российская общественная жизнь и мысль. Это произведение могло бы стать интеллектуальной иронией, стебом, доводящим до абсурда те страшноватые тенденции социального развития России, которые преобладают в ней в последнее время…
Но, нет - все глупости написаны всерьез. Хотя, в конце концов, ведь не смущает никого в Туркменистане, например, памятник нынешнему президенту Бердымухаммедову высотой в 21 метр в центре столицы, покрытый сусальным золотом в 24 карата. А, так же, официальная обязанность молодоженов делать фото на фоне портрета нового Туркеменбаши…
Описанное Сурковым и есть трэш и абсурд. Но ставшие уже нашей реальностью. Мы – свидетели создающейся на наших глазах антиутопии торжествующего тоталитаризма. А Сурков просто подвел под этот очередной монумент полной охренелости власти свой идеологический фундамент. Фундамент этот, как и власть, абсолютно не адекватны. Они могли бы казаться бездарными, смешными и нелепыми, если бы не были так страшны в своей отвратительной реальности.
В статье есть один фрагмент, заслуживающий внимания. А именно то, на чем, собственно, Сурков строит свою апологию национального рабства. Он интересен не в силу оригинальности авторской мысли, а, как раз, наоборот. Только потому, что именно на этом основании, из века в век, все доморощенные и продажные идеологи пытаются доказать «необходимость самовластья и прелести кнута» в России.
Вот он: удержание «огромных неоднородных пространств, и постоянное пребывание в гуще геополитической борьбы», которые неизбежно приводят к необходимости создания в России «военно-полицейского» государства. И это тоталитарное государство, удерживая географические пространства, но попутно растаптывая человеческие судьбы, по мысли Суркова и ему подобных, обеспечивает «русскому миру упорное движение вверх».
Несколько перефразируя название известного фильма «Назад в будущее», хочется спросить автора: вверх – это куда, на дно?
И что такое «русский мир»? Это тот мир, родовитым представителям которого во времена Империи регулярными указами официально запрещали носить национальную русскую одежду, а большинство русских крестьян обратили в крепостных рабов? Или тот «русский мир», который расказачили и раскрестьянили во имя идиотских целей мировой революции и отправили в ГУЛАГ? А уцелевших лишили собственности, чести, веры в Бога, превратили в «лимиту» и «совков», чьей заветной целью стал батон колбасы?
«Государство пухло, а народ хирел» - писал в свое время В.О. Ключевский как бы в ответ таким горе-геополитикам.
На протяжении всех последних трех веков истории настоящий «русский мир» хотел только одного – земли и воли, права свободно жить и трудиться на своей земле, на своем месте. Но порочное и неадекватное государство требовало все новых кровавых жертв.
Проблема в том, что «Оно» продолжает их требовать и теперь.
Неадекватное и несправедливое государство, из века в век маскирующее под трескучими геополитическими слоганами - похоть власти и денег для кучки ничтожеств «во власти» - достало. Надоело! С ним можно или бороться. Или бежать от него. Третьего не дано. Это подтверждает вся русская история последних трех столетий. Если ты не сурков, конечно.
P.S.
Сурков пишет: «Умение слышать и понимать народ, видеть его насквозь, на всю глубину и действовать сообразно – уникальное и главное достоинство государства Путина». - И он думает, что круто подлизался! - В Туркменистане, например, каждый школьник знал, что Туркменбаши одним взглядом способен убить муху, вызвать или остановить дождь… Что уж тут «видеть народ насквозь», это всякий дурак может…