Во-первых, стоит вспомнить, что если само задержание Рауфа Арашукова прямо в зале заседаний Совета Федерации и было событием уникальным, то это далеко не первое уголовное дело в отношении сенаторов. Стоит вспомнить хотя бы другого бывшего члена верхней палаты парламента от Башкирии Игоря Изместьева, который сейчас уже отбывает пожизненный срок за убийства и прочие тяжкие преступления.
Ставропольское издание NewsTracker подготовило обзор биографий местных сенаторов, которые так или иначе засветились в разных историях – криминальных и околокриминальных, или просто имеют непростую репутацию. "Составляя этот материал, мы с удивлением и прискорбием выяснили, что таковых оказалось большинство, - сообщают журналисты издания. - Многое из приведенной ниже информации – это предположения или сведения источников и не является утверждением".
Первым представителем Ставропольского края в Совете Федерации был Валерий Зеренков, который стал сенатором в 1994 году. В 2012-2013 годах он недолго проработал и на губернаторской должности.
"Наблюдатели считают и Зеренкова, и его преемника Владимирова проводниками нефтегазового лобби в регионе, - сообщает издание. - Именно при них "Роснефть" и "Газпром" получили на Ставрополье все ключевые месторождения и инфраструктурные активы в своих отраслях. Так, нефтяной гигант владеет практически всеми месторождениями нефти в крае, а газовая компания получила в свое распоряжение крупнейшее в мире Северо-Ставропольское подземное газохранилище".
Другой ставропольский сенатор - банкир Алексей Лысяков, который пришел в большую политику в 2002 году, когда был назначен членом Совета Федерации от законодательного органа Ставропольского края. В 2011 году он перешел из верхней палаты парламента в нижнюю, избравшись депутатом Госдумы по спискам "Справедливой России" от трех регионов Северного Кавказа – Дагестана, Чечни и Ставропольского края.
В июле 2015 года в петербургском офисе "Сити Инвест Банка" прошли обыски, вчисле прочего было найдено несколько коробок с 7 миллионами долларов, которые принадлежали, как выяснилось, Лысякову, но они находились не в банковском хранилище, а лежали в коробках в одном из кабинетов и годовая декларация сенатора никаких данных о 7 миллионах долларов наличными не содержала. По его словам, это богатство он заработал еще до политической карьеры, работая на высоких должностях в банковских структурах. Также, как и многие его коллеги, он оказался бедным мужем при богатой жене. На супругу Лысякова в том же году было задекларировано свыше 82,8 миллиона рублей дохода.
"В коррупционных делах в свое время подозревали еще одного сенатора от думы Ставрополья Константина Скоморохина, - сообщает издание. - Он занимал пост члена Совета Федерации с 2011 по 2016 годы. А до этого с 2003 года был мэром Ессентуков. По информации NewsTracker, именно на тот период и приходятся преступления, в которых подозревали Скоморохина. В частности, следователей заинтересовали сделки с недвижимостью в Ессентуках, которые совершались в пользу близких родственников мэра. Например, на сестру Скоморохина был переписан дорогой земельный участок на улице Семашко, где до этого располагался санаторий имени Дзержинского. На супругу Скоморохина было оформлено также несколько земельных участков в городе и объекты недвижимости – склады, конторы, цеха, автостоянки и прочее".
Находясь на посту сенатора Скоморохин тоже богател год от года, часть его имущества даже была отражена в официальной декларации. Так, если в первый год в Совете Федерации он задекларировал всего 681,2 тысячи рублей, то в 2012 году он уже официально стал миллионером, отразив 2,1 миллиона заработка, в 2013 году – 2,4 миллиона, в 2014 – 3,9 миллиона, в 2015 – 4,6 миллиона рублей. К концу срока полномочий на него было записано 18 машин и других средств транспорта, земельных участков и объектов недвижимости общей площадью 6,4 тысячи квадратных метров.
Нынешний сенатор от краевой думы Ставрополья - бывший губернатор Валерий Гаевский. В 2004 году, когда он работал на высоких должностях в краевом правительстве, по данным СМИ, во время охоты с его участием в государственном заказнике "Дебри" случайным выстрелом был убит один из егерей. В убийстве по неосторожности тогда никого не обвинили, а саму историю быстро замяли.
С 2008 по 2012 годы он возглавлял регион и тогда, в 2010 году, министр дорожного хозяйства Ставропольского края Игорь Васильев стал фигурантом уголовного дела о превышении полномочий. Но дело так и не дошло до суда. Говорят, его помог замять Гаевский. Как известно, через несколько лет, уже при Владимирове министра Васильева таки посадили.
"Еще один действующий сенатор от Ставропольского края Михаил Афанасов представляет исполнительную власть, то есть был утвержден лично губернатором Владимировым, - сообщаетр издание. - По информации NewsTracker, утверждение Афанасова проходило практически без обсуждения. Этому будто способствовали широкие финансовые возможности сенатора и его близкая дружба с Владимировым. По данным источников, сразу после этого аффилированная с Афанасовым компания получила весьма лакомый госконтракт – на строительство знаменитого перинатального центра в Ставрополе. Правда, на подрядчиков позже было заведено уголовное дело.
Мультимиллионер Михаил Афанасов при этом никогда не забывает про родственников. Так, в апреле 2018 года он пролоббировал назначение своего брата Николая Афанасова на пост вице-премьера правительства Ставрополья вместо уволенного со скандалом Андрея Мурги. Надеемся, у Николая Николаевича будет более завидная чиновничья судьба.
Сын сенатора Афанасова Василий Афанасов является депутатом краевой думы, избравшись, разумеется, без административного ресурса, подтасовок и помощи отца. Кстати, 38-летний Василий Михайлович также возглавляет компанию отца ООО "Инвестиционная группа МВА". Интересна финансовая отчетность компании, которая вплоть до 2017 года показывала убыток, а потом резко пошла вверх: собственные оборотные средства из минуса выросли до 10 миллионов рублей.
Супруге Михаила Афанасова Светлане принадлежат несколько строительных фирм, которые участвовали в сомнительных проектах. Например, ООО "Кавминэкоцентр" (доля Афанасовой в уставном капитале 12%) в 2005 году получило участок земли в 37 гектаров на склоне Машука. Перед этим земля была выведена из охранной зоны решением тогдашнего губернатора Александра Черногорова. После этого землю перепродали некой фирме из Кабардино-Балкарии, которая построила там элитный поселок".
Губернатор Ставропольского края в 1996-2001 годах, Александр Черногоров, в соответствии с практикой тех лет тоже был еще и сенатором. Ему тоже ставят многое в вину: и расцвет коррупции в регионе, и развал крупных производственных предприятий, и разруху в инфраструктуре. Про него многое вспоминают и в контексте связей с Раулем Арашуковым, отцом арестованного сенатора от Карачаево-Черкессии Рауфа Арашукова, депутатом парламента Карачаево-Черкесии, подозреваемым по делу о многомиллиардных хищениях газа по всему Северному Кавказу. Рассказывают, что именно Черногоров оказывал личную поддержку "газовому королю". По слухам, Арашуков даже был "теневым министром" правительства края и решал почти все экономические вопросы, не забывая о себе.
"Может, следователям стоит проверить Александра Черногорова на связи с преступным кланом, раз уж сейчас под прицел попали все возможные сообщники Арашуковых?", - задаётся вопросом издание.