Сенатору предъявили обвинение по нескольким статьям, в том числе - организации в 2010 году преступной группировки, убийстве двух человек и нанесении тяжкого вреда здоровью еще одному человеку.Также Арашукова обвиняют в подделке документов, на основании которых он стал сенатором от КЧР. В Совете Федерации единогласно приняли решение о лишении сенатора неприкосновенности, было приостановлено его членство в партии "Единая Россия".
Позднее стало известно, что задержан и отец Рауфа Арашукова Рауль, крупный бизнесмен в газовой отрасли, которого обвиняют в хищении 30 млрд рублей - это может быть новый рекорд после экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко и бывшего главы Серпуховского района Подмосковья Александра Шестуна. "Говорят, что следующий на выход - глава Карачаево-Черкессии Темрезов. Большая зачистка на Кавказе продолжается. Сначала был Дагестан, теперь Карачаево-Черкессия, а кто следующий?" - комментирует телеграм-канал Бойлерная.
Максим Шевченко, журналист, общественный деятель
- Кто сегодня знал в Карачаево-Черкессии, что такое произойдёт? Там полностью обезглавлено черкесское движение. Сидит по подложному обвинению Вячеслав Дерев, бывший сенатор от Карачаево-Черкессии. Интересно, освободят ли теперь Дерева?
Кстати, Бастрыкин частенько отдыхал в Карачаево-Черкессии у Арашукова в "Адиюх Пэлас", есть фотографии, где он катается на его машинах. Можно даже найти фотографии. Думаю, что помимо Кавказа это и "сигнал" силовиков в их разборках на высоком уровне, но столь демонстративно арест мог быть произведен по распоряжению лишь одного человека. Очевидно, ему положили на стол полный расклад, и он сказал - сделать демонстративно, в присутствии Чайки, Бастрыкина и других сенаторов. Рауль, его отец, как мне сейчас рассказали, был задержан также демонстративно на заседании менеджеров "Газпрома".
Рауля жалко - у него же в жизни была трагедия, он же сына маленького случайно машиной задавил. Рауф то человек жестокий, свирепый, скользкий. Но там мягких людей и не бывает. Я их всех хорошо знаю и только одно могу требовать, чтобы срочно освободили сенатора Вячеслава Дерева. На мой взгляд, он абсолютно невиновный человек. Между ним и Арашуковым был конфликт за то, кто будет господствовать в адыгском национальном движении. Рауф пытался у него отобрать руководство. И обвинения в убийствах Жукова и Шебзухова, которые предъявляются Арашукову, про которые многие говорили - давняя история. Но одно дело - обвинять, другое - все-таки доказать.
Не секрет, что Рауф посадил Дерева через свои связи в Следственном комитете или где-то ещё, и человек с больным сердцем сейчас сидит в СИЗО, потому что у него в его фирме "Меркурий" были какие-то недостачи. Так опозорили достойнейшего человека. А Арашуков, на которого все указывали пальцем, что он имеет отношение к смертям и Жукова и Шебзухова, стал сенатором.
Вообще там всё нелинейно - сначала они были врагами, потом между ними возникали союзы всякие. Меня с Арашуковыми сам Дерев познакомил, потому я и знаю Рауфа. Это их внутренняя борьба, но в результате государство обезглавило всё адыгское движение. Повторюсь, Дерев должен выйти на свободу.
Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики:
- Слухи о том, что по Карачаево-Черкессии будут какие-то оперативные мероприятия, ходили давно. Телеграм-каналы активно муссировали тему, отмечая что может затронуть и самого губернатора, и его замов, с ними будут какие-то следственные мероприятия, но пока вылилось в арест сенатора и его отца. Можно предположить, что это сигнал карачаево-черкесским элитам и руководству республики. Я не в курсе следственных мероприятий, но, возможно, это знак для них быть сговорчивее. Арест происходил с такой помпой, на рабочем месте, тем более, что его рабочее место - Совет Федерации, а сенаторы имеют неприкосновенность.
Понятно, что вывести под камеры из Совета федерации сенатора - мероприятие театрализованное, но театр здесь носит формат устрашения, показать, что неприкасаемых нет на фоне того, как в последнее время усилился поток ненависти по отношению к чиновникам из-за их непродуманных цитат. Нетрудно предположить, что арест сенатора будет воспринят обществом позитивно: правильно, мол. Так их. Все довольны, кроме сенатора.
Вообще все происходяшее на Северном Кавказе - это такая ситуация реконструкции. Сложившаяся там за последние 20 лет ситуация требует детального разбора. Если представить это в виде пирамиды,то Чечня лежит где-то на самом ее дне, а начинают разбор с ситуаций попроще. Какие-то перестановки были в Кабардино-Балкарии, смена руководства в Дагестане, теперь вот Карачаево-Черкессия. При прежнем слабом главе региона местные кланы выстроили там свои системы управления. В Дагестане вообще чего только не было от производства паленых коньяков до торговли рабами.
Все это требует переработки, переосмысления, ну а потом - переговоров с местными элитами, как вы себя поведете -тихо, спокойно передадите власть и нелегальные бизнесы в руки эмиссаров федерального центра типа Васильева или будет по плохому, как с арестами чиновников в Дагестане. Но в Чечне, если помните, когда приезжали федеральные силовики кого-то брать, дело чуть не кончилось стрельбой с местными силовиками. Так что если до Чечни дело дойдет, то сами понимаете - в последнюю очередь,там противостояние с федеральным центром очень велико. А здесь попроще - можно надавить прокуратурой, судом, и на таком уровне дело и ведется.
Дмитрий Орлов, генеральный директор "Агентства политических и экономических коммуникаций "АПЭК":
- Арест отца и сына Арашуковых мне представляется очень жёстким сигналом коррумпированным местным элитам, той части властной элиты, которая причастна к насильственным преступлениям.Я думаю, что эта демонстративность - как раз сигнал, который должен быть ясно прочитан.
Алена Садовская, журналист, эксперт по Кавказу:
- На Кавказе в каждой республике - своя специфика. То, что возможно в многонациональном Дагестане, не прокатит в той же Ингушетии, а то, как оно работает в Ингушетии, не получится даже в близкой по духу Чечне. Так что я затрудняюсь сказать, насколько все кавказские кейсы связаны между собой.
Клановая борьба в Карачаево-Черкесии (КЧР) - это отдельная и давняя история. Арашуковы много лет активно борются со своими оппонентами, и я не знаю, может, у кого-то просто уже "гиря до полу дошла". Потому что те же дела об убийстве Фраля Шебзухова или Аслана Жукова имели и до сих пор имеют огромный резонанс в республике, и общественное мнение связывает их с фигурой Арашукова. Примечательно, что это (клановая борьба в КЧР) не межнациональный конфликт (возвращаясь к тому, что у каждой республики тут своя специфика), потому что и Арашуковы, и их давний оппонент, бывший сенатор от КЧР Вячеслав Дерев — все они черкесы.
Дерев, кстати, в марте прошлого года также был задержан и до сих пор находится под стражей по обвинению в мошенничестве. Конечно, то, почему Арашуков был задержан настолько публично, вызывает вопросы. Сигнал ли это политикам с Кавказа или всем сенаторам в целом? Сложно сказать. Я думаю, Арашуков не единственный сенатор в Совете Федерации и вообще парламентарий, к кому могут быть претензии у органов. Отдельно напрашивается мысль о том, что кавказские региональные элиты в последнее время ослабляются. Сенаторов, к которым могут быть вопросы, много, а громкие задержания касаются только тех, кто от национальных республик. И как вышло то, что КЧР оказалась зачищена от достаточно ярких местных лидеров? Насколько всё это результат целенаправленных действий Кремля - не возьмусь судить. В любом случае, если это и так, то одинаковый сценарий для всех республик маловероятен.
Безусловно, Кавказ в последнее время привлекает особый интерес обитателей Кремля и федеральных политиков. С какого конца это идет - сложно сказать, например, свежая инициатива Росреестра, который обязал до 2021 года внести в ЕГРН сведения о 25 границах в СКФО - это явный ответ на ситуацию между Чечней и Ингушетией, но кто спровоцировал саму эту ситуацию - какие-то кавказские акторы или Кремль? Вопрос. Я думаю, ситуация на Кавказе постепенно осложняется всеми этими разрозненными, но участившимися инцидентами, хотя пока еще это не заметно. Но откуда это идет - я понять не могу. То ли это кавказские политики, жаждущие власти, "мутят воду", то ли всё это — так или иначе реакции на действия Кремля, тогда получается наоборот, нагнетает Москва.
Григорий Шведов, главный редактор издания «Кавказский узел»
Почему сегодняшние аресты сына и отца Рауфа и Рауля Арашуковых были проведены столь демонстративно?
Отец и сын Арашуковы тесно связаны не только родственными узами, но и деловыми отношениями. Такие публичные действия производятся не первый раз. Пиар составляющая тоже имеет значение. Я думаю, что любое задержание коррумпированных чиновников происходит на фоне не задержания не менее коррумпированных чиновников и подобные задержания являются сигналом. Что может быть более качественным сигналом, чем сигнал, который максимально принят с дрожью в коленях другими сенаторами, присутствующими на заседании или другими руководителями, присутствовавшими при задержании Газпрома? Сигнал наиболее качественно проходит, если им напугано максимальное количество людей.
Например, задержание мэра Махачкалы Саида Амирова происходило, когда на центральную площадь города садился вертолёт.
Как сегодняшние аресты отразятся на ситуации в Карачаево-Черкесии?
Я думаю, не сильно отразятся на ситуации в Карачаево-Черкесии. Ясно, что, если в результате следственных действий будет выявлена связь между задержанными и нынешними руководителями республики, тогда это прямо отразится. Я не прогнозирую немедленных отставок.
Могут ли аресты Арашуковых быть знаком того, что в Карачаево-Черкессию будут назначены руководители, присланные из Федерального центра? Так, как это произошло в Дагестане.
Это возможно. Мне этот вопрос кажется правильным именно в контексте Дагестана. Я считаю, что в Дагестане происходят масштабные чистки и совершенно не понятно, насколько они эффективны. Совершенно не понятно, увеличивается ли эффективность управления благодаря тому, что какие-то коррумпированные чиновники теряют свои должности, какие-то остаются. Поэтому мы в публичном пространстве не узнаем, признает ли Кремль эффективной эту политику. Эффективность будет оценивать и признавать Кремль, администрация президента. И когда это произойдёт, признание Дагестанского сценария эффективным, вот тогда может быть запущен аналогичный сценарий для других республик Северного Кавказа, при котором назначать руководителями будут варягов из других регионов.
Первый ли это звоночек мы слышим на этом пути признания дагестанского сценария и поэтому задержали Арашуковых? Я не уверен. Деятельность Арашуковых уже давно расследовалась и был целый ряд задержаний, в частности – в Дагестане, которые, на мой взгляд, могли привести к этим знаковым событиям, которые мы видели сегодня.