"На прошедшем вчера заседании Священного Синода тема признания Украинской Церкви стала причиной раскола среди епископов, - сообщает болгарское издание faktor.bg. - Три самых верных Москве духовника организовали акцию и провели оперативное мероприятие в отношении своих синодальных братьев... Они настаивают на поддержке Русской Православной Церкви и ее отделения в Украине, территориальной целостности Московского Патриархата, включая государства за пределами Российской Федерации, и провозглашении Вселенского Патриарха в Константинополе еретиком".
"Итак, в Синоде Болгарской церкви, на который московские так надеялись, раскол, - комментирует в своем Живом Журнале политолог Лев Вершинин. - Трое наивернейших Москве духовников, - Гавриил Ловечский, Иоан Варненский, Данаил Видинский и четверо примкнувших к ним потребовали поддержать Данилов в его споре с Фанаром, осудив украинский новодел, - и оказались в меньшинстве, ибо Патриарх Неофит, вопреки всем ожиданиям, встал не на их сторону.
Правда, в специфических условиях Болгарской православной церкви слово патриарха не определяющее, однако он член Синода и, учитывая его мнение, расклад оказался не 8 против 7 в пользу "русофилов", а те же 8 против 7, но наоборот. В итоге, теперь уже "русофилы" пытаются затянуть время, передав свое обращение на рассмотрение канонической комиссии, однако итог, если не случится чуда, предсказуем. Классическое "не ждали".
Более того: патриарх Неофит впервые, почти открыто, высказался за признание Македонской автокефалии, - о чем ранее речь вообще не шла даже в речах фанариотов, поскольку вопрос этот (особенно, по известным причинам, в "болгарском" контексте) крайне болезнен для Сербской церкви, с которой Фанар и его шефы из США ныне торгуются.
Что заставило владыку Неофита, отнюдь не "западника", а "умеренного, но стойкого русофила", к тому же, очень осторожного, для которого баланс превыше всего, сделать такой решительный шаг, понятно: анализ ситуации на Балканах, показавший, что Кремль навсегда вышвырнут из региона и больше не имеет там (в частности, и в Македонии) абсолютно никакого влияния, и к такому же выводу, - судя по выступлению епископа Максима, - приходят и в Белграде, где еще недавно Москву по инерции рассматривали , как решающий фактор в "македонском вопросе", мнение которого неизбежно учтут и "древние", и София, и Тбилиси. А получается совсем не так, - визит визитом, но бессилие Кремля слишком очевидно, - и значит, искать поддержки нужно совсем не там.
В принципе, в Кремле не должны обижаться. Балканские "бати" не хотят действовать контрпродуктивно, только и всего, и Кремлю ли этого не понять? Теоретически, Софию еще можно переубедить, но только делом. А с этим у Москвы худо. Что, собственно, я и подразумеваю, неуклонно подчеркивая, что "церковный" вопрос меня, агностика, интересует, в основном, как отражение развития политических процессов, яркое, выпуклое и беспощадно бесспорное".