Posted 24 января 2019, 12:05

Published 24 января 2019, 12:05

Modified 7 марта, 16:27

Updated 7 марта, 16:27

Экономист: цифры о 20 миллионах самозанятых - это миф

24 января 2019, 12:05
Старший научный сотрудник лаборатории социально-экономических исследований Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Денис Стребков говорит, что разговоры о десятках миллионов самозанятых в России преувеличены. По-настоящему устойчивых и успешных фрилансеров не более 5-7% от всех работающих, что намного меньше, чем в Европе.

"По этому поводу приводится много цифр, и многие из них очень далеки от реальности, - говорит Денис Стребков в эфире радио "Свобода". - Когда мы слышим про 15-20 миллионов самозанятых, это, конечно, скорее мифы, чем реальность: на самом деле эта группа за последние годы почти никогда не превышает 5-7% работающего населения. И я бы не стал говорить о том, что в этой группе идет какой-то лавинообразный всплеск. Сюда, к слову, входят и индивидуальные предприниматели.

Одно из значительных изменений за последние 10 лет связано с тем, что десять лет назад фрилансерство было для многих подработкой, некой второй работой, которая приносила нерегулярный и не очень большой доход. И доля людей, которые жили исключительно на фрилансе, на самозанятости, была меньше. Сейчас эта доля растет. Среди тех, кто считает себя фрилансерами, для половины это основной источник дохода.

В этой группе порядка 80% людей имеют высшее образование и занимаются высококвалифицированным трудом. Эти люди очень сильно отличаются от населения России, и даже от населения зарубежных стран, и даже от таких же людей, работающих в офисе, по своим трудовым ценностям. Они больше ценят свободу, независимость. Они рассчитывают на себя, у них нет патерналистских ожиданий. Симон Кордонский рассказывал про сословную Россию. У нас кругом сословие, которое зависит от государства, от финансовых потоков. А это один из немногих сегментов людей, которые никак не зависят от государства..

В конце 90-х годов, когда стал появляться и дешеветь Интернет, появились первые биржи удаленной работы, то есть сайты, на которых эти фрилансеры находят заказчиков, размещают свои портфолио. Там у них своя система рейтингов, репутации. Для них не важно, с кем работать – с человеком с другого континента или из соседнего подъезда. У нас есть такой термин, как "виртуальная миграция". По сути, многие люди, находящиеся в отдаленных регионах России или в других странах, имеют возможность работать на московских заказчиков и получать практически московскую зарплату.

Мы в свое время пытались провести опрос на американской бирже. Мы рассчитывали, что это будут люди из англоговорящих стран, а получили Бангладеш, Индию, то есть основная часть фрилансеров – это развивающиеся страны: там и программисты, и дазайнеры. Заказы идут в эту часть, в Юго-Восточную Азию. В России же есть некая корреляция между численностью города и количеством фрилансеров в нем. Но, по нашим ощущениям, доля москвичей тут в последнее время как раз снижалась, и она не очень велика. В Москве люди, имеющие соответствующую квалификацию, как раз могут устроиться на работу в офис, поэтому здесь фриланс не является столь привлекательным, а как раз больше возрастает доля фрилансеров в регионах. У нас был большой опрос в 2014 году, и там мы видели, допустим, как резко росла доля украинских фрилансеров, региональных фрилансеров. Это транснациональный, наднациональный рынок. Эти биржи удаленной работы объединяет Интернет. Вот есть сайт на русском языке, и все русскоязычные люди из любого уголка мира могут там общаться, находить заказы. И вот как раз на этом русскоязычном пространстве доля России снижалась, а повышалась доля представителей других стран, особенно Украины. Видимо, сейчас украинский тренд немножко сломлен, но не катастрофично.

Интересно, что у нас фрилансеры – это в основном молодые люди, и в этом смысле русскоязычные фрилансы очень сильно отличаются от зарубежных: там человек приходит во фриланс, когда он уже поработал в какой-то организации, приобрел опыт, квалификацию, определенный социальный капитал. У него есть заказчики, с которыми он может работать, и он в 45 лет спокойно идет во фриланс. А у нас обратная ситуация: человек скорее использует фриланс для того, чтобы приобрести и опыт, и квалификацию, и социальные связи, а потом, может быть, устроиться в компанию.

Есть мифы: фрилансеры – это такие бездельники, которые работают, когда угодно, на них сложно положиться. Но данные показывают, что это люди, активно вовлеченные в работу. Они в каком-то смысле занимаются самоэксплуатацией, среднее рабочее время у них выше. Здесь очень велика доля людей, которая работает и по ночам, и по выходным. Многие из этих самозанятых предпочитают не иметь никаких дел с государством, в том числе - не платить налоги. Все боятся: стоит только показать какую-то свою активность, и дальше ты уже не расплатишься с государством".

Подпишитесь