Как известно, после длительных переговоров с представителями Евросоюза и препираний с собственным правительством Терезе Мэй все же удалось согласовать проект соглашения об условиях выхода Британии из ЕС с европейской стороной. 15 января этот проект был вынесен на голосование в нижней палате британского парламента, но оказался решительно отвергнут – против соглашения в его текущей форме выступили 432 парламентария, «за» высказались всего 202.
Свой прогноз на развитие событий специально для «Новых Известий» дали эксперты международной страховой компании Coface:
В связи с провалом предложенного проекта Мэй представила следующий этап своего плана: выяснить, какие условия соглашения в части юридического статуса ирландской границы позволят ей заручиться поддержкой Демократической юнионистской партии (DUP) и урезонить критиков из числа собственных однопартийцев. Тем временем из рядов парламентариев слышатся призывы к самым разным шагам – от создания постоянного таможенного союза с ЕС до проведения повторного референдума.
Ирландская граница: камень преткновения и для сторонников, и для противников Брексита
Несмотря на то, что после провала проекта соглашения Тереза Мэй, казалось, была готова смягчить свою позицию по Брекситу, в конечном итоге она отказалась отступить от первоначально сформулированных правительством условий «развода» с ЕС (ужесточение иммиграционного контроля, законотворческая автономия, прекращение взносов в бюджет ЕС и т. д.).
Сторонники бездоговорного Брексита из числа консерваторов предупреждали о риске раскола внутри партии в случае, если Мэй отступит от первоначально задекларированных принципов. Вместо того, чтобы пересматривать основополагающие принципы Брексита, Мэй решила вплотную заняться проблемой статуса ирландской границы, которая беспокоит как ее однопартийцев, так и парламентариев из Демократической юнионистской партии.
Текущий проект соглашения предусматривает своего рода подушку безопасности, так называемый «backstop» – план, в рамках которого Великобритания по истечении переходного периода автоматически войдет в таможенный союз с ЕС, если не будут согласованы другие условия сделки.
Однако этот «аварийный» режим вызывает у парламентариев беспокойство. Так, сторонники «жесткого» Брексита опасаются, что Великобритания может «зависнуть» в этом режиме на долгие годы. Прекращение режима должно быть согласовано совместным комитетом – то есть, его должны одобрить как европейские, так и британские делегаты. Представители же Демократической юнионистской партии категорически против того, чтобы статус Северной Ирландии после Брексита отличался от статуса остальных регионов Великобритании. При этом чтобы избежать возникновения «жесткой» границы между Республикой Ирландия и Северной Ирландией, последней придется остаться в составе Единого европейского рынка на время переходного периода и соблюдать все вытекающие отсюда нормы и законодательные требования. Иными словами, в конечном итоге Лондону по-прежнему пришлось бы согласовывать свою внутреннюю политику (по крайней мере в некоторых аспектах) с Евросоюзом и де-факто продолжать играть по его правилам, что не устраивает ни сторонников, ни тем более противников Brexit.
Какие сценарии возможны на текущий момент?
Главный переговорщик Европейского союза по условиям Брексита Мишель Барнье, по всей видимости, не горит желанием возобновлять переговоры по бэкстопу, и уже отзывался об отвергнутом британским парламентом проекте соглашения как о «лучшей возможной сделке», поэтому неопределенность в отношении перспектив Брексита сохраняется.
Все более вероятной кажется перспектива переноса Брексита на более поздний срок – причем пока неясно, на какой именно. 29 января в Палате представителей может состояться голосование по поправке, предоставляющей Парламенту возможность высказаться за продление переходного периода до конца 2019 года, если сделка с ЕС не будет согласована до 26 февраля.
Лейбористская партия внесла предложение проголосовать по вопросу проведения повторного референдума. Несмотря на то, что это предложение публично поддержал 71 парламентарий из числа лейбористов, его вряд ли будут рассматривать всерьез, если оно не будет поддержано председателем партии Джереми Корбином. При это давление на Корбина растет: согласно данным опросов, 72% членов Лейбористской партии полностью поддерживают проведение повторного референдума, при этом 88% из них проголосовали бы за то, чтобы Великобритания осталась в ЕС.
Несмотря на то, что лейбористы не исключают вариант проведения нового референдума, формально партия выступает за формирование таможенного союза с ЕС. Евросоюз также наверняка поддержал бы этот более мягкий вариант Брексита, подразумевающий сохранение тесных связей между Британией и ЕС. Создание постоянного таможенного союза в данный момент выглядит наиболее вероятным вариантом развития событий, так как этот шаг наверняка поддержат и умеренные лейбористы, и консерваторы, которых не устраивает второй референдум или бездоговорной Брексит.
Хотя сценарий бездоговорного Брексита маловероятен, исключать его все же нельзя. Если Британия покинет ЕС без соглашения, экономика региона сильно пострадает – можно ожидать снижения индекса потребительского доверия, ослабления фунта, снижения объемов личного потребления, роста тарифов (а вместе с тем роста импортируемой инфляции и снижения объемов экспорта) и перебоев в международных цепях поставок. В первую очередь пострадают автопром, розничная торговля, агропром и строительная отрасль. Также «жесткий» Брексит ударит по европейским странам, экспортирующим значительные объемы своей продукции в Британию – в первую очередь это будут Бельгия, Нидерланды, Ирландия, а также страны Северной и Восточной Европы.