Posted 23 января 2019, 14:35
Published 23 января 2019, 14:35
Modified 7 марта, 16:27
Updated 7 марта, 16:27
"Музей блокады - это очень болезненный вопрос, - говорит Людмила Нарусова в эфире радиостанции "Эхо Москвы". - Я надеюсь, что, может быть, хотя бы эта тема прозвучит. Во всяком случае, я буду всячески пытаться донести это до руководства страны, которое предполагает приехать на эти мероприятия в Санкт-Петербург.
Понимаете, сразу после войны был создан в Соляном городке - центральный район города - Музей блокады Ленинграда, где были уникальные экспонаты. Музей занимал 49 тысяч квадратных метров, ряд зданий. Впоследствии в результате второго "Ленинградского дела" музей был репрессирован. Вы, понимаете, это тоже уникальная вещь. Сотрудники музея, историки, очень многие сами пережившие блокаду, стали восстанавливать день за днем летопись блокады. И в рамках "Ленинградского дела", которое было после войны против руководства города, музей была закрыт, расформирован. И если персонально люди были затем реабилитированы, то закрытый музей как был репрессирован, так и не был реабилитирован. Потом ему выделили несколько, а по сути одно помещение 600 метров квадратных вместо 49 тысяч. Это было после 1953 года.
А весь комплекс этих задний занимает Министерство обороны, что тоже очень символично. Министерство обороны строит за огромные деньги памятники, пытается увековечить память о Великой Отечественной войне, а единственный музей города, посвященный уникальной странице в истории Великой Отечественной войны — отдать ему помещение назад не хочет. И Министерство обороны — представляете себе? — всей своей мощью воюет с несчастными музейными сотрудниками против того, чтобы этот музей восстановить.
А сейчас, как у нас часто бывает, появился грандиозный, очень помпезный проект и очень дорогостоящий: построить новый Музей блокады. Это, знаете, как «Зенит Арена», который изначально стоил 6 миллиардов, потом стал стоить в два раза дороже. А что там будет? Там предполагается зал приема официальных делегаций. Там предполагаются какие-то видео— аудио— визуальные кинотеатры и прочее. У нас Пискаревское кладбище, святое для любого жителя города, для всего мира, где есть помещения, где это было бы логично построить.
Но здесь амбиции архитекторов, которые хотят показать, что они могут построить нечто грандиозное. И все это под видом того, что надо достойно увековечить. Никто не спрашивает самих оставшихся буквально сотни блокадников, что они бы хотели увековечить. Есть Левашовский хлебозавод, единственный, который всю блокаду работал и как раз выпускал эти 125 грамм хлеба блокадных пополам с опилками, — вот он сам по себе уже является памятником блокады. Можно было разместить экспозицию там. И вот эта гигантомания — на мой взгляд, очередное осваивание средств.
Может быть, восстановить то, что есть, то, что осталось? Тот же самый крохотных хлебозавод, который пек хлеб всю блокаду. Нет, он закрыт. Предполагается его снести и на месте построить какое-то большое здание с коммерческой недвижимостью и так далее.
Кстати, и само называние аэропорта - "Пулково" — это тоже блокадный памятник. Пулковский меридиан, Пулковские высоты. Моя мама рыла окопы на Пулковских высотах противотанковые. Поэтому прибавлять что-то к этому названию — это кощунство, на мой взгляд. Вот это как раз кощунство".