Департамент транспорта правительства Москвы и лично г-н Ликсутов продолжают всячески пиарить электробусы. Хорошее, как известно, рекламировать не надо, а вот плохое...
Недавно в Сети появился очередной проморолик электробусов, которыми в столице хотят заменить привычные троллейбусы. И хотя эта пиар-кампания идет уже не первый месяц, этим роликом, по мнению пользователей социальных сетей, чиновники перегнули палку. За них просто стыдно.
С самых первых секунд закадровый голос объясняет:
«Это — Москва. Здесь дофигища машин, дофигища людей, дофигища снега, и бензин здесь стоит ... А это — электробус, мать его».
3-минутный сюжет повествует, разумеется, о преимуществах электробуса. Например, о том, что он «занижен по понятиям». Это «настолько крутая машина, что даже водители троллейбусов грозятся увольнением, если их не пересадят за руль нового транспорта...»
В своих комментариях к этому видео и в социальных сетях блогеры как раз и обратили внимание не на «техническое содержание», а на безобразную форму подачи этого содержания, справедливо полагая, что вполне можно было бы обойтись и без всех этих«дофигищ».
« Это попытка быть ближе к... какой аудитории?»
«Честно говоря, я могу описать это только вот так. Взрослые люди пытаются общаться с молодежью. Кто-то решил, что язык молодежи — мат и «дофигища». Как 19-летний автор Telegram-канала, открою тайну авторам видео, что это далеко не так.» |
Внимательный человек несомненно обратит внимание на то, что свой комментарий г-н Ликсутов дает сидя в салоне автобуса, а не электробуса. По нашей информации, ролик снимался в начале прошлой недели и по сценарию «синхрон» главы Дептранса должен был записан во время поездки новомодного электробуса, что абсолютно логично.
Однако, якобы, случилось непредвиденное: электробус с Ликсутовым на борту сломался. Пришлось срочно менять программу съемок.
И еще. Рассказывая о преимуществах электробуса, Максим Станиславович прямо так и заявил, что выбросов у «электроавтобуса» - «ноль». Мол, 100% экологичность. Однако в реальности на электробусе установлен дизельный отопитель, который включается при температуре ниже нуля градусов (в распоряжении Редакции есть официальный ответ Департамента транспорта).
По данным Департамента транспорта столицы, при температуре воздуха минус 10 расход дизельного топлива составляет 4,2 литра в час.
Так что абсолютная экологичность электробуса - миф.
Вызывает сомнения и слова Максима Ликсутова о том, что по КЖЦ (контракт жизненного цикла) электробус выходит на 10% дешевле троллейбуса. Во-первых, как писали «Новые Известия», ГУП «Мосгортранс» заключил с производителями электробусов не КЖЦ, а договор «сервисного обслуживания», исключив замену аккумуляторной батареи за счет поставщика через 7,5 лет эксплуатации: Мосгортранс будет менять батарею за свой счет через 4 года.
Да и пресловутый КЖЦ рассчитывался, судя по данным из опубликованной в Сети презентации Мосгортранса «Развитие электробусов в городе Москве» 2017 года (есть в распоряжении редакции) из 12-ти лет эксплуатации троллейбуса и 15-ти - электробуса. Причем сравнения сделаны на основе анализа «по итогам испытания электробуса БКМ, которые, как известно, Москва отказалась закупать, предпочтя продукцию КаМАЗа и ЛиАЗа». По неофициальным данным, эксплуатация «экологически чистых» дизельных электробусов стоит дороже не только троллейбуса, но даже автобуса.
Сайт «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца тоже отозвался на это событие, а заодно решил проверить рентабельность перехода Москвы на электробусы:
«Московские электробусы пытаются запустить уже не только на троллейбусных маршрутах, но и на автобусных. Это пока первое разумное решение с момента их запуска, ведь заменять один электротранспорт другим — это полный бред, пока в городе ездит огромное количество дизельных автобусов. Однако пока электробусы запускают только на одном автобусном маршруте и аж на четырёх троллейбусных. Сроки поставок уже нарушены и даже обещанные лично Ликсутовым 100 электробусов не были поставлены к Новому году — сейчас их всего около 40.
К тому же, переход на такие электробусы экономически невыгоден. Для обслуживания одного маршрута требуется гораздо больше электробусов с зарядкой на конечных, чем могло бы потребоваться с динамической зарядкой от контактной сети. Сейчас скептики подумают: «Но ведь установка и обслуживание контактной сети тоже стоят денег»! Однако, во-первых, зарядные станции тоже надо установить и обслужить, а, во-вторых, контактная сеть уже висит очень много где (и где-то не используется и простаивает). К тому же, её обслуживание дешевле, чем ультрабыстрых зарядок.
Чтобы было видно наглядно, сколько стоит замена автобусных маршрутов различными видами электротранспорта и их дальнейшее обслуживание, мы сделали специальный калькулятор, который учитывает огромное количество различных факторов, влияющих на стоимость, и который рассчитывает стоимость замены каждого маршрута...»