Posted 16 января 2019, 12:52

Published 16 января 2019, 12:52

Modified 7 марта, 16:33

Updated 7 марта, 16:33

В порту Усть-Луга идет тихая битва за причалы

16 января 2019, 12:52
Как нам стало известно, генеральный директор АО «МТП Усть-Луга» Евгений Савкин направил в ФГУП «Росморпорт» письмо, в котором сообщил, что с 1 декабря 2018 года его организация утратила возможность осуществления деятельности в качестве оператора морского терминала МПК «Юг-2» в порту Усть-Луга.

Иван Петровский

Дословно в письме названа причина "отставки":

«В связи с прекращением права пользования причалами и другими объектами портовой инфраструктуры, находящимися на терминале, по независящим от АО «МТП Усть-Луга» обстоятельствам».

Г-н Савкин также уведомил «Росморпорт», что он в одностороннем порядке разрывает договор (№09-121-1-2010 от 15.11.2010 г.) с этой организацией. Руководитель АО «МТП Усть-Луга» также без предварительных переговоров сообщил контрагенту, что обязательства его компании перед ФГУП «Росморпорт» по операциям с грузом и обслуживанию судов на Автомобильно-железнодорожном паромном комплексе (АЖПК) в Усть-Луге будут осуществляться лицами, привлекаемыми АО «МТП Усть-Луга» специально для этого. Кто эти лица или организации, никому неизвестно.

Здесь необходимо напомнить, что АЖПК в Усть-Луге является единственным в России транспортным объектом, позволяющим осуществлять доставку грузов, в том числе и специального назначения, в Калининградскую область и обратно без пересечения границ других государств. Комплекс является стратегическим режимным объектом и пограничной зоной. Поэтому появление там неизвестных лиц и организаций в качестве хозяйствующих субъектов выглядит более чем странно.

АЖПК оснащен железнодорожным парком из 16 путей протяженностью более 8 км, что позволяет разместить порядка двухсот грузовых вагонов. Площадь комплекса составляет 23,65 га. Специальные паромы способны перевозить железнодорожные вагоны, колесную и гусеничную технику высотой до 4,7 м и весом до 94 тонн. Имеется возможность загрузки в паромы 110 автопоездов, или 370 легковых автомобилей. Территория является собственностью государства в лице ФГУП «Росморпорт». АО «МТП Усть-Луга» выступает арендатором паромных причалов №24, 25. По всему получается, что арендатор диктует свою волю собственнику. И это - вторая странность ситуации.

Генеральный директор АО «МТП Усть-Луга» Евгений Савкин решил, что на стратегическом объекте федерального значения могут работать любые люди и организации, которые ему приглянутся. Решение было принято без каких-либо переговоров с акционерами АО «МТП Усть-Луга», не говоря уже о правоохранительных, надзорных и других государственных органах. Кроме того, в конце прошлого года в ряде СМИ сообщалось, что из АО «МТП Усть-Луга» был уволен весь персонал, после чего руководитель компании направил в контролирующие органы письма о добровольном отзыве собственных лицензий.

Вполне возможно, что внезапный демарш Евгения Савкина будет более понятен, если оценивать его, в частности, в контексте истории с банкротством и аукционом вокруг имущества ОАО «Транспортно-логистический комплекс» (ТЛК), владеющего комплексом «Юг-2» в порту Усть-Луга, которая развернулась в Санкт-Петербурге осенью минувшего года.

Напомним, что имущественный комплекс ТЛК в Усть-Луге предназначен для строительства портовых объектов, перевалки и размещения грузов на территории МПК «Юг-2». Этот терминал, права на аренду земли у Росморречфлота, комитета по управлению имуществом Кингисеппского района Ленобласти, а также комитета по природным ресурсам Ленобласти, пытаются реализовать на торгах с начала 2018 года. Сам же ТЛК, в 2017-ом был признан банкротом и принадлежал до недавнего времени, как писали СМИ – Валерию Израйлиту. В ноябре 2018 года стало известно, что 76,55% акций ТЛК приобрело АО «Холдинговая компания «Новотранс».

Евгения Савкина в бизнес-сообществе считают человеком из окружения Ильи Трабера. И односторонние действия главы АО «МТП Усть-Луга» гармонично ложатся в картину стремлений бизнесмена Ильи Трабера к консолидации портовых активов Ленобласти.

В середине декабря различные СМИ сообщили, что известный петербургский предприниматель Илья Трабер стал основным совладельцем ООО «Новые коммунальные технологии» (НКТ) — залогового кредитора ТЛК. По данным СПАРК, у Ильи Трабера 45% в НКТ. Как сообщалось в ряде СМИ, доли владельцев НКТ находятся в залоге у офшорной компании «Мэйпл Вудленд Лимитед», зарегистрированной на Маршалловых островах, ассоциированных с США. Кроме того, согласно данным системы СПАРК, Илья Трабер 21 декабря стал 100%-ным владельцем петербургской компании «РосЭст». Ранее этим пакетом также владела кипрская «Доломана». А еще в октябре бизнесмен стал официальным собственником ООО «Приморский УПК», которое намерено создать терминал по перевалке контейнеров и зерна под портом Приморск. Здесь он тоже сменил в акционерах «Доломана холдинг лимитед». То, что основным владельцем НКТ и других активов стал российский бизнесмен, а не кипрская контора, не повлекло за собой никаких изменений. Илья Трабер не спешит переводить активы и залоги в Россию.

При этом напомним, что судьба имущества ТЛК пока не решена. Потенциальные участники аукциона так и не смогли получить доступ к документам, которые бы раскрывали обременения ТЛК. В СМИ сообщалось, что они связаны с договорами аренды и субаренды, которые заключил конкурсный управляющий ТЛК Андрей Мариничев с НКТ. Ещё в начале 2018-го года НКТ выкупили через цепочку посредников долги ТЛК у Сбербанка размером в 5,2 млрд руб. Тогда НКТ и получил статус залогового кредитора и потребовал дополнительные проценты за пользование заёмными средствами, с неустойкой, из-за чего долги ТЛК выросли в 2 раза, а сумма кредитов поднялась до 10 млрд руб.

До сих пор нет никакой информации по субаренде земельных участков, условиях, суммах и т.д. Никому не известны подробности этих соглашений. Потенциальные покупатели неоднократно подавали жалобы в УФАС, в которых заявляли о грубых нарушениях организаторами торгов обязательных процедур. Продажа имущества ТЛК идет с весны 2018-го, но раз за разом торги отменялись – якобы не было желающих купить активы. Согласно жалобам, в УФАС произошло это из-за того, что организатор торгов по продаже имущества в Усть-Луге ООО «Спутник» не предоставил потенциальным участникам необходимые данные и документы. От потенциальных участников торгов в петербургское УФАС снова поступили жалобы, которые забрал на рассмотрение центральный аппарат ФАС России, признавший жалобы необоснованными Несостоявшиеся участники торгов и акционеры ТЛК обжалуют это решение.

Таким образом, можно предположить, что действия Андрея Мариничева, который не может не учитывать интересы НКТ, а также «независящие от АО «МТП Усть-Луга» обстоятельства» Евгения Савкина являются звеньями одной цепи. Кстати, является ли Савкин до сих пор генеральным директором АО «МТП Усть-Луга» или нет никому не известно. Телефоны компании молчат, а сайт недоступен. Получается, что терминал федерального значения под Санкт-Петербургом и единственный прямой и независимый путь в российский эксклав плавно уводят в звездно-полосатые офшоры, а никому и дела нет?

Куда в такой ситуации обращен взор правоохранительных и надзорных госорганов, мягко говоря, не понятно.

Подпишитесь