Завод Росатома в «Алабуге» станет основным технологическим партнером по поставке композитов для лайнера МС-21 из Иркутска. (российский ближне-среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. Первый полёт состоялся 28 мая 2017 года. Начало серийного производства было запланировано на 2017 год, но было перенесено сначала на 2018 год, а затем на 2019 год, - прим.ред) Об этом заявил президент ОАК Юрий Слюсарь. Он также подчеркнул, что сертификация проходящих сейчас испытания самолетов пройдет в 2020 году, согласно плану. Никаких сдвигов не будет, сообщает ИА IrkutskMedia. «Сейчас уже из отечественного сырья изготавливают образцы. Эти образцы проходят испытания сейчас, и они будут внедряться дальше в конструкцию самолета на следующем этапе. То есть никакой сдвижки сертификации не будет, те самолеты, которые уже летают, получат этот сертификат в 2020 году», - сказал Юрий Слюсарь в интервью каналу "Россия-24".
Между тем, не все на самом деле так радужно, как утверждает Слюсарь. В начале этого года стало известно, что санкции США перекрыли поставки из Америки и Японии материалов для композитного крыла самолета МС-21 из Иркутска. Теперь Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и «Ростех» пытаются найти возможность выпуска аналогов в России. При этом по мнению экспертов, для этого понадобятся длительные ОКР и сертификация, что может задержать запуск лайнера в серию с 2020 года на несколько лет. При этом отказ от «черного крыла» также лишает смысла проект, стоимость которого оценивалась в 438 млрд рублей.
Вот что написал в ФБ по этому поводу журналист Олег Носков:
«Ну вот, гром грянул. Пока еще не сильный, но всё же... Я про американские санкции в отношении композитных материалов для МС-21 Я на тему нашей зависимости от импорта и отечественном "импортозамещении" пишу уже пять лет. А про композиты для МС-21 была у меня отдельная статья года полтора назад. Дело тут ведь не только в композитном крыле. Речь еще идет и о движке.
Короче, была у нас в Новосибирске научная конференция, куда приехал главный инженер ОДК. Он изложил проблему ученым. Проблема такая. Амеры с 2013 года зажали нам технологию производства композитов. Подчеркиваю, технологию - уже тогда, почти шесть лет назад! В общем, представитель корпорации обратился к ученым: мол, надо срочно разработать такую же технологию, иначе дело труба. Дело в том, что амеры создавали новый движок, в котором лопатки турбин тоже должны быть из композитов. Это позволит повысить КПД минимум на 15%. Благодаря композитам исчезает вероятность повышения нагрузки на задний вал (что происходит при разрушении обычной лопатки). Конструкция облегчается и всё такое.
У нас в этой области и конь не валялся. Первый полет в 2017 году МС-21 совершил с движками Pratt & Whitney. Наши в прошлом году вроде как создали его аналог (если не брешут). Но прогресс не стоит на месте. Если амеры совершат рывок в двигателестроении, то наш "передовой лайнер" сразу превратится в старьё.
Чем завершилось наше "импортозамещение" в этой области? Как видим, ничем. Вот эти вот призывы к ученым чаще всего остаются без результата. Нет, не потому, что у нас в науке работают какие-то дуболомы. Просто потому, что эти призывы не приводят к конкретному госзаказу с нужным объемом финансирования. Типа, родина у нас в опасности, помогите чем можете... И всё. Они там, наверху, воображают ученых как волшебников. Сидит, значит, такой старик Хоттабыч, выдергивает волосинки из бороды, трах-дибидох и всё такое. Прибегает к нему такой начальник: Старик, выручай - композиты нужны, срочно! Дергай волосинку!
Я нисколько не преувеличиваю. Именно так они это и понимают. Как сказал президент: "Пока американцы нас догоняют, наши ребята еще чего-нибудь придумают"... Ну вот, пусть теперь придумают.
Понимаете, спектакль с мультяшками заканчивается. Пока мы тут грозим амерам своими рисованными вундервафлями, выясняется, что у нас даже нет технологии для производства композитов.
В таких случаях принято ехать в Китай и брать чего-нибудь оттуда. Так оно и будет, уж поверьте...»