Юлия Сунцова
Исковое заявление Политической партии ЛДПР-Либерально-демократическая партия России и лично Владимира Жириновского поступило в Останкинский районный суд Москвы еще в октябре 2018 года. Рассмотрение дела назначено на 17 января.
«Это правда, что ЛДПР и лично Жириновский подали на «Фантом Пресс» в суд за книгу Чарльза Кловера «Черный ветер, белый снег», хотя книга вовсе не про него, но Ж. всегда найдет повод повеселиться. Я в норме, по потолку не бегаю, настроена по-боевому и готова сражаться до победного. Забыла упомянуть, что хочет Ж. не только свою кристальную непорочность и честь защитить, но и миллион рублей поиметь и опровержение в количестве 1000 экземпляров», - написала руководитель издательства Алла Штейнман на своей страничке в Facebook.
В Останкинском районном суде Москвы открытие производства по иску к «Фантом Пресс» подтвердили:
- Исковые требования заключаются в признании информации недостоверной и порочащей честь и деловую репутацию, содержащейся в книге Чарльза Кловера "Черный ветер, белый снег: новый рассвет национальной идеи", а именно во фразе на странице 253: "Ходили упорные слухи, будто бы Жириновский бывший агент КГБ, его действительно выдворили из Турции в 1970 году, обвинив в шпионаже". Истец просит опровергнуть данную информацию и взыскать компенсацию морального вреда в размере 1.000.000 рублей, - сообщила «НИ» пресс-секретарь суда Анна Селиванова.
Юристы, представляющие интересы «Фантом Пресс», и сама основатель Алла Штейнман требования политика не признают. В отзыве на исковое заявление они указывают, что вышедший в свет в 2017 году исторический очерк англичанина Чарльза Кловера, многолетнего шефа московского бюро газеты The Financial Times вовсе не про Жириновского, а публицистический жанр произведения оставляет автору право на свободные нарративные описания атмосферы эпохи, о которой он повествует.
«Новые Известия» попросили владельцу «Фантом Пресс» Аллу Штейнман изложить свой взгляд на события, завертевшиеся вокруг издательства.
- Алла, из чего возникли претензии к вам лидера ЛДПР?
- Книга Чарльза Кловера «Черный ветер, белый снег…» вовсе не про Жириновского. Это исторической труд, посвященный истории евразийства в России, от романтических идей конца XIX века до наших дней. Большая часть книги посвящена идеям философов Николая Трубецкого и Льва Гумилева, а также современного последователя этого течения Александра Дугина. Книга о евразийстве - о том, как оно проникло в российскую политику, долгое время существовало в виде андерграунда и в виде определенного течения в политических верхах, а потом вектор изменился. 500 страниц, сотни действующих лиц. Жириновский в этой книге - даже не второстепенный персонаж, а лицо десятого порядка. ЛДПР и лично ее лидер в этой книге практически не участвуют, они упомянуты несколько раз как представители части политического ландшафта 90-х. Представителям Жириновского не понравились три фразы в этой книге. "Ходили упорные слухи, будто бы Жириновский бывший агент КГБ…»; «ЛДПР оказалась самым, пожалуй, успешным из совместных проектов компартии и КГБ…»; «ЛДПР была вознаграждена за решение сохранять во время мятежа нейтралитет…» .
Но что нужно учитывать? Автору книги важна не деятельность ЛДПР как таковая и не факты из биографии Жириновского, а отношение к партии, представления о ней в определенной части общества, поэтому Кловер и пишет, в том числе, используя и категорию слухов.
- В последнее время были ли у вас какие-нибудь конфликты? Возможно, есть какая-то подспудная причина для вашего преследования?
- Даже если она и есть, мне она не видна. Коллеги выдвинули версию о попытке ввести цензуру, сверхконтроль над издательствами, в особенности, над теми, кто занимается зарубежной литературой, а мы, возможно, стали пробным шаром. Но я не очень склоняюсь к этой версии, хотя политический климат так резко меняется, что самые безумные версии могут оказаться правдой. «Фантом Пресс» на российском рынке больше четверти века, и мы всегда издавали исключительно зарубежную художественную литературу высоких стандартов. Смешно, но книги Кловера – первая политических книга в нашем издательском портфеле.
- Вы полагаете, произошла просто какая-то ошибка, аппаратное недоразумение?
- Я не сторонник теории заговоров. Мое ощущение, что мы попали в какой-то большой и ужасно формализированный механизм с плохо смазанными «винтиками». В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что книга вышла два года назад, а судебный иск возник только сейчас. Более вероятно, что в штабе партии сидит целый штат нанятых людей, в задачи которых входит мониторинг большого объема информации, которая в каких-нибудь словесных сочетаниях «задевает» бренд ЛДПР или самого лидера этой партии. По мере сил эти «тетеньки» тихонько перелопачивают интернет. В случае находки организуется совещание: а что можно из этого выжать? Немного деньжат? Или хотя бы пропиариться? Ну, а суд – просто как один из инструментов достижения поставленных целей
- Какие прогнозы по исходу судебного процесса дают ваши адвокаты?
- Достаточно позитивные. Практика разбирательств по статье «О защите чести, достоинства и деловой репутации» говорит в нашу пользу. В изданных нами формулировках не содержится никакого ущемления ни прав, ни чести и достоинства, ни деловой репутации. Мы будем ходатайствовать о проведении лингвистической экспертизы, поэтому, если процесс не будет политизирован, истина должна быть на нашей стороне.
- Один миллион компенсации. Чем истцы подкрепляют такой размер своей обиды?
- Один миллион и еще обязанность опубликовать опровержение и результаты судебного процесса. Пока похоже, что сумма материализовалась по соображениям простого принципа «пальцем в небо». Нам, во всяком случае, пока никак не обосновали размер штрафа. Возможно, это будет сделано позже.
КСТАТИ
Владимир Жириновский проходил срочную службу в рядах Советской Армии, служил в звании офицера в штабе Закавказского военного округа в Тбилиси (1970-1972) в отделе спецпропаганды. Уволился в звании старшего лейтенанта запаса (фото вверху).