Posted 14 января 2019, 17:06

Published 14 января 2019, 17:06

Modified 7 марта, 15:58

Updated 7 марта, 15:58

Жертвы рыночных отношений: в Северной Корее множатся корабли-призраки

14 января 2019, 17:06
Сюжет
Санкции
Постепенный переход этой страны к нормальной рыночной экономике создал в рыболовецкой отрасли неожиданную проблему

У западных японских берегов и побережья российского Приморского края все чаще встречаются северокорейские корабли без оборудования и двигателей, но с изможденными, а иногда и мертвыми моряками. За последний год их уже насчитали более сотни! – пишет историк-востоковед Андрей Ланьков на сайте Московского Центра Карнеги.

Часто это рыбаки из Северной Кореи, которые в поисках улова уходят за многие сотни километров от своих берегов, и в случае отказа двигателя вынуждены подолгу дрейфовать в чужих водах без запасов продовольствия и воды. Но больше половины таких кораблей-призраков – это совершенно пустые деревянные посудины, вообще ничем не оборудованные.

Автор выяснил, что происходит это тогда, когда моряков с терпящих бедствие судов забирают их соотечественники вместе с уловом, а уже потом с них демонтируют двигатель и забирают все самое ценное, оставляя на плаву только деревянный остов, который дрейфует к берегам Японии или России.

Но почему же северокорейские рыбаки уходят все дальше в открытое море на кораблях, не приспособленных к далеким рейсам?

Дело в том, что рыбная промышленность Северной Кореи к концу 1990-х годов фактически была приватизирована. Лишь немногие крупные рыболовные суда с металлическим корпусом принадлежат государству. В начале 1990-х годов, когда северокорейская экономика переживала страшный кризис, для крупных кораблей просто не было топлива, поэтому в рыбном промысле главную роль стали играть маленькие и очень дешевые деревянные частные суда.

Но поскольку по северокорейским законам частная собственность запрещена, их регистрировали как собственность какого-нибудь государственного учреждения, предприятия или воинской части, а дальше владельцы действовали на свой страх и риск, платя фиксированную сумму учреждению, в котором зарегистрировано судно - примерно $100–150 в месяц. Без такой регистрация суда просто не могли пересечь водную границу Северной Кореи.

Стоимость таких суденышек составляет около $1200–1300, причем самая дорогая часть - двигатель. Деревянные корпуса не только недолговечны, но и очень дешевы, так что в случае аварии ими легко жертвуют. Но сам факт того, что появление кораблей-призраков участилось говорит о том, в политике северокорейского правительства что-то изменилось. Источники намекают на то, что это чиновники заставляют рыбаков уходить далеко в море, чтобы на выручку от рыбы делать потом атомные бомбы или покупать роскошные вещи для северокорейской элиты.

Однако, по всей видимости, дело в ином – в постепенном переходе экономики к рыночным отношениям, считает эксперт, выделяя в проблеме 4 фактора.

Во-первых, ясно что рыбаков стало больше. Об этом говорит резкий рост количества северокорейских судов. Вероятно, что и предприятиям, получающим взносы за простое предоставление крыши, стало выгодно регистрировать как можно больше таких судов. А кроме того, реформы, начатые Ким Чен Ыном улучшили экономическую ситуацию настолько, что граждане уже могут позволить себе заплатить тысячу с лишним долларов за небольшой корабль и отправится на выгодный промысел. Тем более, что в маленьких городах страны хорошей работы нет. Играет роль и усиление конкуренции, именно она заставляет рыбаков идти в открытое море.

Во-вторых, стало меньше рыбы. Эксперты говорят, что с середины 1990-х запасы в прибрежных водах Северной Кореи скудеют из-за хищнического промысла. Все ограничения на количество и размер выловленной рыбы как правило игнорируются – никто не хочет добровольно отказываться дохода. К тому же играет роль и коррупция: за небольшую взятку инспекторы готовы закрывать глаза на нарушения. Играет роль и изменение климата, которое повлекло и изменение морских течений и маршруты миграции рыбы.

В-третьих, играют роль международные санкции, введенные ООН против Северной Кореи и поддерживаемые Китаем. Из-за этого прибрежный промысел стал ориентироваться на экспорт, а вся добыча - уходить в Китай, причем нелегально. Китайские дилеры покупают контрабандный товар со скидкой за риск. Цена на морепродукты упала, а ставка платежа за регистрацию для северокорейских рыбаков не изменилась.

В-четвертых, это бедность. Низкий технический уровень судов отражает общую бедность страны. Людей, готовых вложить тысячу долларов за корабль для прибрежного лова много, но денег на то, чтобы построить судно для дальнего промысла у них нет.

Главное же в этой ситуации то, что по иронии судьбы вся эта проблема создана силами, которые работают на улучшение ситуации в Северной Корее, – силами рынка снизу и реформ сверху. Перемены последних лет улучшили жизнь северокорейцев, но и создали ситуацию, вынуждающую их рисковать в открытом море.

Выход тут один – экономический рост. Средства на большие корабли у рыбаков появятся, когда в стране станет больше денег, и станет реальной эффективная природоохрана.

Подпишитесь