"В Московском патриархате уже придумали множество аргументов почему Томос не такой. Доказываем несостоятельность таких рассуждений, - говорится в статье, опубликованной на сайте cerkvarium.org.
1) ПЦУ будет иметь право создавать зарубежные епархии и приходы.
Украина по количеству православных приходов занимает первое место в мире. Она со всех сторон окружена государствами, на территории которых действуют другие поместные церкви. А в Венгрии уже созданы епархии Константинопольского, Московского и Сербского патриархатов. Православной Церкви Украины некуда расширяться географически, а потому ей активно придется заниматься внутренней миссией.
2) Подконтрольная территория ПЦУ ограничивается только Украиной.
На самом деле этот тезис – пересказ первого. Однако, взглянем на Уложенную грамоту 1589 г., которой провозглашалось московское патриаршество. В ней указывается ограниченная территория новой церкви, более того – с исчерпывающим списком епархий:
«И соборне уложили быти в Великом Росийском царствии в преимянитых и богоспасаемых градех четырем митрополитом: в великом государстве Новгородцком, в царствующих градех в Казани и в Асторахани, в великом княжение града Ростова, близ царствующаго града Москвы на Крутицах.
Да шесть архиепископов: великого княжения на Вологде, в великом княжение в Суздале, в великом княжение Низовские земли в Нижнем Новегороде, в великом княжение в Смоленску, в великом княжение на Резани, в великом княжение во Твери.
Да восмь епископов: в государстве града Пскова, в великом княжение во Ржеве Володимерове, на Великом Устюге, в великом княженье на Белеозере, в великом княженье <...> [1], во княженье удельном на Коломне, в Севере во Брянску и в Чернигове, в княженье удельном в Дмитрове.
[1] Название епархии в подлиннике пропущено».
Над всей остальной территорией Руси Москва признавала (страшно сказать) юрисдикцию Вселенского Престола, патриарх которого, собственно, эту грамоту и подписал.
Таким образом, столь же справедливым будет утверждение, что территория Московской патриархии ограничивается перечисленными четырьмя митрополиями, шестью архиепископствами и восемью епархиями. Итого 17 правящих архиереев. Но не больше.
3) Все существующие епархии и приходы в других странах (ранее "УПЦ-КП" и "УАПЦ") отныне подчиняются Константинополю.
Опять-таки, этот пункт – пересказ первого. Украинская диаспора в Америке уже пребывает в составе Константинопольского патриархата, а вот судьба Российского экзархата бывшего Киевского патриархата – теперь уже канонической структуры Вселенского Престола на территории России – весьма интересна.
4) Константинополь будет высшей инстанцией в разрешении споров внутри ПЦУ.
Константинополь является таковым для всех поместных Церквей. Древние патриархаты и Кипрская церковь признали первенство Константинополя и его арбитраж еще в византийские времена. В польском (1924), албанском (1937), болгарском (1945), грузинском (1990) и чехословацком (1998) Томосах эта норма прописана эксплицитно. Более того, в Уставе Православной Церкви в Чешских Землях и Словакии предполагается, что в церковные суды этой церкви входят представители Константинополя. Т. е. ее автокефалия еще у́же. Тем не менее, ее признает и Москва.
5) Устав ПЦУ должен отвечать положениям Томоса.
Такая же норма присутствует в Уставе Православной Церкви в Чешских Землях и Словакии. Поскольку Томос – основной документ, то и производный от него Устав должен ему соответствовать. Как законы любого государства должны соответствовать его конституции.
И тут следовало бы задуматься, по какой причине в Устав РПЦ не имплементирован Томос об автокефалии РПЦ от Вселенского Престола?
6) Автокефальная церковь Украины, согласно Томосу, признает своей главой Константинопольский престол.
Слова, вырванные из контекста:
"Автокефальная Церковь Украины признает главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие Патриархи и Предстоятели, и имеет вместе с другими каноническими обязанностями и ответственности, прежде всего для сохранения нашей Православной Веры невредимой и канонического единства и общения с Вселенским Патриархатом и другими поместными Православными Церквами".
Т. е. Киевский Предстоятель признает Константинополь главой ровно настолько же, насколько его признают Александрия, Антиохия, Иерусалим, Москва, Бухарест…
Получая от Константинополя автокефалию, Москва признавала его главенство?
7) ПЦУ обязана принимать участие во всех совещаниях, которые проводятся под эгидой Вселенского патриархата и на которых рассматриваются важные вопросы церковной жизни.
Здесь пропагандисты солгали. Соответствующий пункт звучит так:
"Православная Церковь Украины, через своего Первого канонического местоблюстителя Киевского Престола, обязана участвовать в отношении важных канонических, догматических и других вопросах в межправославных совещаниях, которые собираются время от времени, по священному обычаю, давно устоявшимся Отцами".
Т. е. речь идет только о межправославных совещаниях, которые потому и межправославные, что на них собираются представители разных православных церквей. Более того, неучастие во внутренних соборах Вселенского Патриархата – еще один признак автокефалии.
8) ПЦУ будет получать миро от Константинополя для проявления духовного единства с Фанаром.
В таком же положении находится еще как минимум пять поместных Церкви, в том числе Иерусалимский патриархат. Они от этого перестают быть автокефальными?
9) Для решения важных вопросов канонического, догматического, церковного характера главе ПЦУ следует обращаться к патриарху Константинополя.
Такая норма тоже есть в Томосах Албанской православной церкви и Православной Церкви в Чешских Землях и Словакии. Впрочем, она проистекает и из того, что прочие предстоятели признают его первым среди равных. И здесь речь идет о привилегии первенства, которым обладает глава Константинопольской церкви.
10) В Томосе заявлены права Константинополя на экзархат (!) и ставропигии в Украине.
Это просто соблюдение старой традиции. Митрополит Киевский Петр Могила был в то же время экзархом Константинополя, что не мешало ему быть Киевским митрополитом. И как константинопольский экзарх он был канонизован Московским патриархатом. А в статусе ставропигии была и Киево-Печерская Лавра. Причем как от Константинополя (с 1592 по 1688 год), так и от Москвы (1688-1786). Еще подобный статус был у ряда православных братств".
Русская православная церковь (РПЦ) не признает новую ПЦУ и в связи с вручением ей томоса из рук константинопольского патриарха Варфоломея прервала общение с Константинопольской православной церковью. Большая часть структур РПЦ на Украине отказалась входить в состав свежеобразованной ПЦУ.