Posted 5 января 2019, 12:04

Published 5 января 2019, 12:04

Modified 7 марта, 16:04

Updated 7 марта, 16:04

«Праздник» удался или не очень: мнения зрителей кино разделились

5 января 2019, 12:04
Мнения зрителей по поводу запрещенной к прокату комедии Алексея Красовского о ленинградской блокаде разделились

Как известно, в ночь на 3 января нового, 2019 года, года режиссер Алексей Красовский выложил на канале Youtube свой фильм «Праздник», который не смог получить прокатного удостоверения и выйти в официальный прокат. Сразу скажем, что причина фактического запрета выглядит совершенно надуманной и дикой: в фильме абсолютно отсутствует даже намек не то, что на глумление, но и просто на уважение к людям, пережившим блокаду. Напомним, что в фильме рассказано о встрече 1942 года в блокадном Ленинграде, в семье ученого, которая в отличие от умирающих от голода ленинградцев находится в привилегированном положение.

В социальных сетях появилось за эти дни множество и часто диаметрально противоположных откликов на это событие.

Многим фильм понравился. Так, крымский блогер Александр Горный написал:

«Фильм Красовского «Праздник» я ждал. Блокада, болезненная тема не только для меня, но и для многих россиян, чьи близкие пережили блокаду. Я не забуду свою бабушку Анну Григорьевну, которая до последних дней своей жизни собирала со стола каждую крошку хлеба, скатывала из них шарики, а потом всё съедала и часто плакала. Она была медсестра, её муж, мой дед Михаил Гаврилович – конструктор тяжёлой техники, и их из Москвы в первые дни войны отправили по заданию на военный завод в Ленинград, где в блокаду родился мой отец. Дед не пережил блокаду, ослаб и умер. Он работал на оборонном предприятии и спецпайков, к сожалению, у него не было…. Бабушка часто вспоминала, говорил, что дед был слишком честный и принципиальный. Они тогда выживали, но мне, ещё маленькому, её рассказы были не совсем понятны. Сейчас я понимаю, сколько она не договаривала и пережила. Посмотрел фильм и понял, чего так боялись наши власти, почему не дали прокатное удостоверение, почему обрушились на Красовского и его фильм. Наша зажравшаяся властная вертикаль боялась этот фильм. Он точно не про блокаду и это далеко не комедия, он больше про наше несправедливое время, которое, конечно сложно и нельзя сравнивать с блокадой, но вот суть остается той же. Пока одни шикуют, скупают замки, яхты и самолёты, изображают любовь к России с двумя и тремя паспортами, другие пытаются выжить, детям собирают по копейкам на лечение и дикое расслоение.

Я уверен, что не может быть запретных тем, но увы, наши власти просто безжалостно эксплуатируют тему ВОВ, подвига наших отцов и дедов, идею «Бессмертного полка» и кто на самом деле подлец? Точно не Красовский, коим его пытались представить наши чиновники, идеологи, пропагандосты и «Единая Россия», которые своими рылами и копытами просто упёрлись в бюджетную спецкормушку, пока народ на грани. Глупо пересказывать фильм и его сюжет, его надо обязательно посмотреть. Фильм, на мой взгляд, как обывателя, удался и большое спасибо автору, который его создал и выдержал это адское давление. Спасибо актёрам за их замечательную игру. Искренне рад, что не поддался тогда этой истерии, решив дождаться показа.

Я общался с Алексеем в октябре, когда началась его травля и самое главное, что я от него услышал – «Рискую своей репутацией и деньгами».Ключевое здесь слово – репутация. Увы, многие не задумываются о своей репутации, а властная вертикаль рассматривает её исключительно, как лозунги перед выборами.

Один час тринадцать минут пролетели на одном дыхании, и я благодарен Алексею Красовскому за фильм и всё то, что он пережил. Хочется верить, что у него будет много ещё хороших фильмов и побед. С Праздником!

И ещё, он снял этот фильм за свои деньги, и я уверен, что все, кто его посмотрит – поддержат. Лично я – ДА.»

Это мнение поддержала и петербургский юрист с ником LA2016:

«Только что посмотрела фильм, после того, как мне его похвалили много раз, начиная с родителей, которым 82 и знающим предмет кино по жизни.

Мне фильм понравился, актёры, начиная с Алёны Бабенко, играют гротескно, как и положено по жанру. Фильм смотрится легко и с интересом.

Очень патриотичный фильм: честный рассказ о системе, которая и сегодня не изменилась с тех времён. У кого-то сегодня пенсия 120 тысяч рублей и выше, а у кого-то 12 тысяч. Кто-то с войны вагонами вёз посуду, меха и другие блага, а кто-то погиб.

В СССР и после войны все жили по-разному: кто-то ел колбасу из магазина; а кто-то только специально изготовленную на мясокомбинате для «своих»; кто-то за дефицитом в очереди стоял, а кто-то отоваривался в кабинетах директоров магазинов.

Выбирая профессию в 70-х годах, понимала, что надо идти в оборону, потому что там спецпаек, в закрытых городах (так называемых «запретках») иная жизнь.

Фильм честно и показал иную жизнь. Спасибо создателям за патриотизм, который начинается с правды. Не хотела писать отзыв, написала комментарии, но решила поддержать фильм, он снят на собственные средства, что тоже говорит о патриотизме. Финский чиновник сказал, что это коррупция, когда наши чиновники лечатся в других больницах чем народ , но для нашего народа это нормально :), большинству это нравится и поэтому голосуют за эту власть. Им фильм не понравится точно :). Это не шедевр, если бы не запрет, то и не заметила бы я его и многие, кто посмотрел и поддержал. Это как с «Матильдой», только более острая тема. Те, кто за повышение НДС, ничего не видят крамольного в отношении власть - народ, а в кино, особенно, если власть его запретила, недовольство высказать можно, разрешено :) Мне блокадники и рекомендовали, поэтому и потратила время на отдыхе на просмотр. Бабушка - блокадница умерла от рака желудка, она и рассказывала про карточки, голод и что не все голодали. И не раз показывали в театре про это в СССР, что по разному питались во время войны. Да, дождались, что блокадники умерли, дети блокады ещё остались, архивы засекретили, ещё и цензуру вводят. И всегда есть те, кто поддержит и осудит тех, кто пытается правду донести.Авторов жаль, опыт декабристов их не научил, народ все «схавает, а бабы нарожают ещё», не надо пытаться биться за правду, жизнь пройдёт и не стоит оно того...»

***

Однако, благодарные отзывы оставили далеко не все. Многим фильм не понравился. Вот один из характерных отзывов – блогера с ником STEPANRAZ:

«В надежде собрать какое то количество денег, фильм выложили в интернет, где я его с любопытством в начале, и с отвращением к концу, но все же посмотрел. Похоже готовится новый скандал. Готовится к прокату фильм «Праздник». Автор сценария, он же режиссер Алексей Красовский решил показать, что и во время войны есть место для веселья, а получилось, как говорится в пословице: «Кому война, кому мать родна». Примерно, такое приходит на ум, сразу после начала просмотра этой, так называемой комедии, претендующей на историческую комедию, способную придти на смену «Карнавальная Ночь» и «С легким паром» в новогоднюю ночь на нашем телевидении. Вроде, и артисты подобраны не самые худшие, вроде и события происходящие в сценах фильма немного смешные, и все бы ничего, если бы все это происходило в каком-нибудь другом месте и в другое время. Но показано время блокады Ленинграда.

Действительно «смешно». Благополучная, богатая семья Воскресенских до войны не заморачивалась домашними хлопотами, а тут раз и не стало кухарки. Вопрос. Кто будет готовить курицу? (смех в зале). И так никто не знает, что делать, а тут детки, явно не подумавши, приглашают гостей, которых никто в семье не знает и не горит желанием узнать. Так появляется в кадре девушка Маша исхудавшая от голода, которую привел сынок. (бурные аплодисменты). А так, как война не помеха для любви, доченька милого семейства приводит в дом мужчину и объявляет, что собирается за него замуж. Самое подходящее время. Ну ведь смешно! (гомерический хохот и овации в зале). Самое смешное, что Воскресенские, люди «скромные» и не горят желанием показывать свой достаток всем голодающим ленинградцам. (зрители встают и долго хлопают в ладоши, слышны крики браво). На мой взгляд, юмор на могилах и жертвах блокадного Ленинграда, это верх цинизма, безнравственности и пошлости. Ничто не может отвлечь от мысли о трагедии огромного масштаба, и пусть сцена со скромным, с учетом военного времени, праздничным столом и весельем смешна и наивна, но она явно не уместна. Автор называет весь этот шабаш на костях «несломленной русской душой и несгибаемым русским характером». Но, никуда не деться от гаденького ощущения какого-то подленького и мерзкого действа, богохульства и кощунства над памятью людей, погибших и переживших ужасную трагедию блокадного города. Теперь о ляпах. Куда же без них. Для меня осталось загадкой, знали ли авторы и исполнители, слепившие эту омерзительную ленту, хотя бы азы истории города. Ну, а если говорить о ляпах, то складывается впечатление, что эти деляги не просто не знают ничего о блокаде, но им не ведомо, что вообще была ужасная, страшная война, стоившая нашему народу миллионы жертв.

Действие в новогоднюю ночь происходит в дачном поселке в пригороде Ленинграда. Авторы не удосужились посмотреть и убедиться, что этот поселок был оккупирован противником, то есть, за линией фронта. На даче горят люстры, это в то время, когда электричество было отключено и давалась всего на пару часов в дневное время, а ночью была светомаскировка от бомбардировок немецкой авиации. Праздничный стол не блещет изысками, но явно не соответствует тому пайку, что выдавался жителям блокадного города. А тут и курица, и салаты и фрукты... Авторы могли бы посмотреть в архиве документы того времени, на те мизерные нормы продуктовых карточек, которые даже не обеспечивали утоление голода. Ляп на ляпе, что нервирует и вызывает брезгливость ко всему происходящему. Одно, безусловно правдиво, это сами герои. Семейство Воскресенских принадлежащее к привилегированному обществу того времени и явно не желающие делить невзгоды со всеми русскими людьми. Ох, сколько же их было Воскресенских, Сперанских и Преображенских о которых еще писал Булгаков. Воскресенские они и в блокадном городе Воскресенские. А юмор в том, что сами они белоручки и никто не умеет готовить пищу, и не знают, что же делать с неизвестно как попавшей к ним курицей. Ах как смешно, ну как не смеяться. Такой тонкий юмор. Очевидно мало было грязи вылитой с экрана с фильмом Матильда, вот вам господа новая порция помоев...»

Ему вторит одесситка Гена Либерман:

В сети появился фильм «Праздник», о котором я читала множество не просто негативных, но откровенно ругательных отзывов. Понятное дело: я была крайне заинтригована. Вот, думала, посмотрю эту новинку и, будучи особой толерантной и продвинутой, моментально разгляжу в творении какую-то искромётную и гротесково-сатирическую составляющую. Тем более, что актёры, занятые в фильме талантливы и известны.

Но всё оказалось вовсе не так. Абсолютно иначе, я бы сказала.

В самом начале своего отзыва считаю нужным выразить своё недовольство тем, что нельзя выражаться тут нецензурно: мне сложно подобрать нематерные слова, но я попытаюсь.

Абсолютно нелепейший сюжет: некая семья засекреченного учёного, живущая не просто обеспеченно, но роскошно, справляет Новый год. Всё это происходит в блокадном Ленинграде.

Дело даже не в том, что такая ситуация невозможна в принципе: крупные учёные были эвакуированы, а уж тем более-такой стратегически важный товарищ!

Всё происходящее - нелепо и омерзительно: хозяйка (Алёна Бабенко) неестественная и искусственная, как кукла. Девушка-блокадница, с которой сын познакомился, якобы, в бомбоубежище - ведёт себя, словно распущенная шлюха: к чему эти голые ноги до бедра у ней после (!!!) ванны?! А безногий фронтовик(Тимофей Трибунцев), подаривший гитлеровскую игру, невесть где взятую? И после этого рассуждающий: мол, не рождён он для войны!

Короче говоря, этот список можно продолжать. Просто не хочу и не вижу целесообразности. Хочется сказать, что после этого у меня, человека не брезгливого, возникло желание не только вымыть руки, но и почистить зубы!

Я очень надеюсь на то, что создатели этого ... читают и мониторят отзывы, а значит спрашиваю у особи, считающей себя режиссёром: зачем вы воплотили в жизнь свои больные фантазии на такую болезненную для большинства тему? А что за обращение после фильма режиссёра Красовского, обряженного в шутовской костюм, к зрителям с просьбой о деньгах? Я перечислила бы деньги на указанный вами счёт, если бы вы обещались пройти курс лечения у психиатра: уверена, вам это жизненно необходимо! Как же вы, Бабенко, Трибунцев и остальная компания, смогли принять участие в этом позорище? Я смотрю на вас и мне стыдно!

Не рекомендую это смотреть, а что касается оценки, то какая она может быть?»

***

Как всегда правда находится где-то посередине. На самом деле глубоко неправы люди, рассуждающие о кощунстве, - его в «Празднике» нет. Но неправы и те, кто пришел в восторг – чисто профессиональные огрехи картины просто налицо! И слабая, вымученная игра актеров, которые не до конца, очевидно, понимают, что они должны изображать; и вымученный сюжет, и несмешные шутки, и многое другое, что делает этот фильм по точному замечанию блогера Дмитрия Лесного «фильмом, уровня дипломной короткометражки не самого талантливого студента, зачем-то растянутого на час с лишним...»

Очень взвешенную оценку картине дал в ФБ публицист Сергей Митрофанов:

«Большие ожидания по поводу этого фильма. Но должен сказать, если уж замахиваешься на «святое», то нужно это делать более аккуратно. О том, что происходит на экране, можно сказать словами Станиславского: «Не верю!» Нет, не потому что в блокадном Ленинграде не было номенклатуры - опубликован дневник Рибовского, в котором все это прекрасно показано, а потому что фальшиво само описание социальных страт. Голодная девушка Маша, которую привел в богатый дом младший сын Денис, никак не могла вести себя, как сегодняшняя навальнистка. Над ней, да и над номенклатурой того времени находился огромный могильный вал оправдания этой системы, девушке и в голову не могло прийти, что «заслуженные люди» не имели право на спецобслуживание, а «заслуженные люди» в свою очередь никак бы не вели себя, как будто они что-то мелко тырили у народа. В этом был кайф советской власти - железобетонное оправдание происходящего, которое и ныне демонстрируют ретро-коммунисты, вроде Александра Евдокимова. Так было нужно, и конец разговору. Фильм неудачный. Отчасти оттого, что забываются реалии НАСТОЯЩЕГО времени. Например, режиссер Алексей Красовский более чем на 20 лет моложе меня и поэтому двадцатилетний пласт фактуры им не прочувствован лично, заменен на некоторое воображение о времени. Так что фильм неудачный. За попытку - спасибо...»

К его мнению присоединилась блогер Мария Шурыгина:

«Фильм не пустой, но совершенно рядовой, плоскостной - не страшно, не смешно, не будоражит. Маша эта - действительно «сегодняшняя», а навальнистка или нет - дело десятое. Так что основные споры - результат совмещения двух понятий: «комедия» - «блокада», что само по себе, если не вникать в сюжет и детали, кажется кощунственным.

Своеобразный и предельно краткий итог этой дискуссии подвела блогер Светлана Соколова:

«За попытку не могу сказать спасибо. Я родилась в Питере. Смотрела это домашнее видео, одеревенев от ...от ощущения токсикоза. Восклицательный знак - это «подайте нам кто сколько может» в конце фильма от режиссера в карнавальном наряде. Есть фильмы, не рекомендуемые к просмотру, этот - не стоит вашего времени и внимания. Плевок в вечность имени сытой отрыжки бездарей. Капустник для «пипл схавает и поржет». Дизлайк.»

Подпишитесь