Крайне актуальный на Руси предпраздничный вопрос поднял в ФБ политолог Александр Морозов:
«Самое тяжелое в положении человека, который бросил пить (это я сейчас не о себе, последний раз я бросал на год десять лет назад), это необходимость отвечать окружающим на вопрос: "как дела?". Потому что ожидается, что "дела пошли хорошо", в то время как ты реально совершенно контуженный, ты себя чувствуешь смертельно больным. И разница в том, что больному все сочувствуют и ему нет необходимости скрывать то, что он умирает, а бросивший пить попадает в положение "живого мертвеца". Он чувствуется себя уже тенью в царстве мертвых, сомнамбулой, лишенной речи, поскольку все, что он может сказать о своем состоянии - это выглядит, как "смешная банальность" (в отличии от признания, что у тебя рак).
Не существует инстанции, в которую сознание может обратиться с жалобой на свое состояние, поскольку "дела пошли хорошо". Ты видишь, что любому встречному понятно твое состояния, но это ничего не прибавляет и ни от чего не избавляет. Эмоциональная сфера жизни исчезает, поскольку эмоция превращается в "сороконожку", которая не знает с какой ноги пойти - и поэтому стоит в ступоре. Нет ничего страшнее в жизни, чем эта "позитивность" бросившего пить человека, в которую он перемещен, будучи "безнадежно больным"...»
Мнения комментаторов разделились, хотя большинство с Морозовым все-таки согласилось:
- Наблюдение точное и страшное. Я перестал пить в прошлом сентябре, и только к августу этого года понемногу отрастил себе какую-то эмоциональную жизнь в этом диком новом трезвом состоянии.
- Это потому что ключевое слово "бросил". Вот заходишь туда, где наливают, и сурово-трагически-скупо бросаешь: "Я бросил пить". И смотрят на тебя как на посланника доктора Углова. С опасением, что сейчас именем Комитета борьбы за трезвость стеклопосуду крушить начнет. А скажешь печально-тоскливо: "Я больше не могу братцы!" - так участливо спросят: "Совсем-совсем? Даже 50 грамм?" И в ответ на скорбный кивок головой нальют нарзанчику...
- Все наоборот, ты становишься по-настоящему независимым, слегка даже «белой вороной», но это лучше , чем идти в толпе, типа как все мужики. Владеть собой - великое счастье. 59 лет, не пью 16 лет.
- Другое дело, что во многих сообществах (русскоязычных безусловно) без регулярного и обильного потребления алкоголя невозможно ни аккумулировать, ни эффективно инвестировать социальный капитал, журналисту, политику или бизнесмену без этого нельзя...
- Мне ближе другое видение: в алкогольной жизни эмоции и черты характера подменяются, уродуются. И с его уходом и вправду чувствуется вакуум - потому что реальные, мои чувства затоптаны, оттеснены на задний план. Нужно время, чтобы они вернулись, распрямились.
- Самое неприятное, когда надолго бросаешь, это воспаленные нервы и потеря самоконтроля, от любой конфликтной ситуации вспыхиваешь как спичка и потом огребаешь последствия с переменным успехом, но в любом случае - зря потраченное время.
- Ни капли в рот ( ни сантиметра... кхм) с 1996 Нового Года. Никаких проблем, если не ходить с флагом абстиненции. На всех мероприятиях у меня бокал в руке с водой или соком. Прекрасно, точнее, превосходно себя чувствую в компании людей с отключающимися в процессе функциями высшей нервной системы и жизнеобеспечения. Вот когда по началу хоть робко, хоть воинственно пытался декларировать свой статус, тогда - да, было тяжко. Каждый раз в центре агрессивного внимания. В общем, золотое древнее правило о том, что говорить что-то имеет смысл только тем, кто спрашивает и хочет понять, до сих пор действует. Как и правило джентльменов - пропустить свою очередь высказаться является высшей добродетелью.
- Это вопрос психологии. Можно завести копилку и бросать в неё ежедневно сэкономленные от спиртного или сигарет (кто бросил курить) деньги. И всегда есть позитивные сдвиги, вроде ничего хорошего не сделал, а деньги появились.