Закон о защите животных усугубит проблему бродячих собак

27 декабря 2018, 18:34
Группа зоозащитников, биологов, экологов, собаководов и присоединившихся к ним других граждан написали открытое письмо на имя президента России. Они недовольны новым законом о защите животных. Казалось бы, противоречие? На самом деле - нет. Именно зоозащитники как специалисты первыми увидели опасности нового закона.

"Мы просим не допустить принятия в нынешнем виде Федерального закона "Об ответственном обращении с животными", который был принят Государственной Думой, - говорится в обращении. - Мы уверены, что ряд его положений приведет к долгосрочным катастрофическим последствиям - и для здоровья и благополучия людей, и для дела защиты животных".

Эксперты отмечают, что страна ждала уже давно закон о зоозащите, но среди проблем взаимоотношения людей с животными и их защиты от жестокости острейшей остается проблема бездомных собак и кошек. Но принятый Думой закон предлагает "внешне гуманные, но абсолютно неработоспособные положения". В частности, это:

а) введение отлова, стерилизации, вакцинации и выпуска бездомных собак обратно на улицы городов ("метод ОСВВ") как основного метода работы с бездомными собаками (что является фактическим узакониванием свободного обитания на улицах стай);

б) немедленный запрет усыпления даже для агрессивных животных, опасных для человека, и введения обязательства содержать их в приютах бессрочно, невзирая на недостаток приютов, безопасность и финансовые расходы.

При принятии этих положений не были созданы полноценные возможности для учета пожеланий всей заинтересованной общественности и объективного анализа мирового и отечественного опыта: ни независимых исследований результатов применения ОСВВ, ни парламентских слушаний и иных мероприятий с приглашением всех сторон, имеющих свое мнение по методу. Не было создано экспертное сообщество с привлечением специалистов по ветеринарии, эпидемиологии, популяционной экологии, кинологии, зоозащитников умеренных взглядов. И это несмотря на то, что проблема безнадзорных животных очевидно имеет множество сторон и аспектов, нуждающихся в профессиональном рассмотрении.

Экспертами, с которыми регулярно проводились консультации в Думе и Общественной палате, были только зоозащитные активисты, которые выступают за свободное обитание безнадзорных собак на улицах городов, и подрядчики, осуществляющие контракты по ОСВВ в своих городах. Обоснованная критика в адрес ОСВВ и ограничения метода попросту игнорировались, оппонентам метода за два года ни разу не предоставили возможности для выражения своей точки зрения в стенах Думы. Общественность, СМИ и депутаты получали однобокую информацию.

"В то же время, - подчёркивается в обращении, - даже беглый анализ доступных независимых данных по методу ОСВВ показывает, что:

  1. Метод никогда не применялся в развитых странах, успешно решивших проблему бездомных собак.
  2. Во всех странах и городах, где он применяется, бездомные собаки сохраняются в значительном количестве и во многих из них остаются неразрешимой проблемой (Индия, страны Африки): в силу своих сущностных особенностей ОСВВ не способен решить проблему бездомности, он – лишь попытка законсервировать ее.
  3. В ряде случаев этот метод был запрещен после долгих лет неудач и даже гибели людей от нападения стай (Румыния – пример целой страны, отменившей ОСВВ).
  4. Самая масштабная попытка его использования в истории России – в Москве – кончилась полным провалом, ростом числа собак, гибелью человека от нападения собак и отменой программы.
  5. Трагические случаи травмирования, а иногда и гибели людей после введения метода наблюдались и в других городах России и СНГ.
  6. Метод никогда не рекомендуется в качестве единственного ни одной международной здравоохранительной, ветеринарной или зоозащитной организацией, существует обоснованные противопоказания.
  7. Для снижения численности собак при ОСВВ требуются строгое и мало реализуемое соблюдение условий одновременной стерилизации подавляющего большинства самок и полного недопущения притока собак извне.
  8. Для гарантии предотвращения бешенства требуется регулярно вновь вылавливать и ревакцинировать практически всех бездомных собак – что еще более фантастично.
  9. Суки после стерилизации могут стать более агрессивными из-за падения уровня женских половых гормонов (результат многих независимых научных исследований).
  10. Стаи бездомных собак представляют серьезную угрозу для большинства редких и охраняемых видов диких животных
  11. ОСВВ подвергает правовой дискриминации и дезориентирует владельцев собак, которые обязаны держать своих питомцев на поводке там, где бездомные стаи передвигаются бесконтрольно (во дворах, на детских площадках и т.д.). Международные рекомендации предупреждают о невозможности в этих условиях повысить уровень культуры содержания животных.
  12. Во всех без исключения городах с ОСВВ отмечаются случаи нелегальных расправ с бездомными собаками, зачастую массовые (Санкт-Петербург).

Любое свидетельство из этого списка - повод как минимум для совещания специалистов для объективной экспертизы метода. А все вместе – причина для немедленной отмены ОСВВ как единственного метода и проведения широкой и открытой для всех общественной дискуссии. Но этого сделано не было.

Второе требование закона – полный и немедленный запрет усыпления - вообще не имеет прецедентов. Таких произвольных требований нет даже в самых благополучных странах мира с наименьшим количеством усыпляемых животных. В российских пока немногочисленных приютах обяжут пожизненно содержать даже самых опасных собак с некорректируемым поведением. Где взять на это средства, учитывая ограниченные бюджеты местных властей и общественных организаций? Мест в приютах остро не хватает даже для спасения ручных и адекватных животных, которые не выживают на улицах. Агрессивные собаки будут представлять угрозу для персонала, волонтеров и посетителей приютов, среди которых дети и подростки. Известно, что постепенный процесс отказа от усыпления в развитых странах потребовал многих лет комплексных усилий по устранению объективных причин, вызывающих необходимость усыплять, а не появился произвольным образом.

Таким образом, принятый законопроект вместо разумного баланса между интересами безопасности человека, экологии, гуманности и эффективности носит резко односторонний популистский характер, направленный на иллюзорную реализацию пожеланий радикальных или непросвещенных зоозащитников.

В законе также имеются другие недостатки и противоречия, уже вызывавшие протесты среди профессиональных кинологов, общественных активистов, зоозащитников. Закон не дает исчерпывающее правовое обоснование для реально действенного комплекса мер по безнадзорным животным: регистрации и идентификации животных, обеспечения создания приютов, четких и понятных целей и задач в этой сфере и т.д. Пока он - собрание отдельных несвязанных элементов, местами противоречащих друг другу.

Последствия введения такого варианта закона будут без преувеличения катастрофическими в масштабах всей страны.

  1. Его реализация очевидно вызовет потерю контроля над численностью и поведением бездомных собак во многих регионах.
  2. Будет сопровождаться высокими рисками для здоровья и благополучия людей вплоть до появления человеческих жертв.
  3. Резко негативно скажется на сохранении редких видов дикой фауны.
  4. Не будет соответствовать многолетним ожиданиям граждан, дезориентирует общественное мнение относительно возможностей и сроков решения проблемы бездомных животных – ведь эта проблема теперь сохранится навсегда.
  5. Спровоцирует расцвет коррупционных схем и безответственности, так как принципиально не существует методов и критериев полноценного контроля результатов ОСВВ, когда неопределенная и неконтролируемая масса собак остается на улицах. Экзотические способы контроля в виде "видеофиксации отлова" легко фальсифицируются.
  6. Спровоцирует всеобщее распространение незаконных расправ над собаками со стороны властей и населения ("догхантеры", "зачистки городов" перед крупными мероприятиями и т.п.)
  7. Усилит социальную напряженность, незатухающие конфликты между любителями животных и теми, кто так или иначе пострадал от безнадзорных собак. Очевидно, что невозможно защитить животных, не обеспечив при этом безопасность людей! Зоозащитники, по неопытности поддержавшие проект, к сожалению, скоро убедятся, что будут утрачены перспективы повышения гуманности среди населения, борьбы со страданиями животных и жестокости к ним.
  8. Навсегда отбросит назад и обнулит все достижения тех городов и регионов России, которые применяют более сложные и эффективные комплексные подходы к решению проблемы бездомных собак, сочетая безвозвратный отлов, систему приютов, стерилизацию владельческих животных, профилактику бездомности и все прочие меры, которые используются в развитых государствах".

Среди авторов обращения - Анастасия Комагина, президент Благотворительного фонда помощи животным "Забытые животные", член рабочей группы Министерства сельского хозяйства, Владимир Рыбалко, биолог, координатор Движения реалистической зоозащиты, член рабочей группы Законодательного собрания республики Карелия по законодательству в области обращения с животными, директор Петрозаводского приюта для животных, журналист Елена Типикина, пишущая о судьбах животных в судьбах людей, общественный деятель, инициатор установки памятника "Военным дрессировщикам и служебным собакам Ленинградского фронта", общественный деятель Андрей Ишмуратов, председатель правления ассоциации "Центр общественного взаимодействия" и другие.

#Новости #Политика #Животные #Домашние животные #Законы / Законопроекты
Подпишитесь