"Мы просим не допустить принятия в нынешнем виде Федерального закона "Об ответственном обращении с животными", который был принят Государственной Думой, - говорится в обращении. - Мы уверены, что ряд его положений приведет к долгосрочным катастрофическим последствиям - и для здоровья и благополучия людей, и для дела защиты животных".
Эксперты отмечают, что страна ждала уже давно закон о зоозащите, но среди проблем взаимоотношения людей с животными и их защиты от жестокости острейшей остается проблема бездомных собак и кошек. Но принятый Думой закон предлагает "внешне гуманные, но абсолютно неработоспособные положения". В частности, это:
а) введение отлова, стерилизации, вакцинации и выпуска бездомных собак обратно на улицы городов ("метод ОСВВ") как основного метода работы с бездомными собаками (что является фактическим узакониванием свободного обитания на улицах стай);
б) немедленный запрет усыпления даже для агрессивных животных, опасных для человека, и введения обязательства содержать их в приютах бессрочно, невзирая на недостаток приютов, безопасность и финансовые расходы.
При принятии этих положений не были созданы полноценные возможности для учета пожеланий всей заинтересованной общественности и объективного анализа мирового и отечественного опыта: ни независимых исследований результатов применения ОСВВ, ни парламентских слушаний и иных мероприятий с приглашением всех сторон, имеющих свое мнение по методу. Не было создано экспертное сообщество с привлечением специалистов по ветеринарии, эпидемиологии, популяционной экологии, кинологии, зоозащитников умеренных взглядов. И это несмотря на то, что проблема безнадзорных животных очевидно имеет множество сторон и аспектов, нуждающихся в профессиональном рассмотрении.
Экспертами, с которыми регулярно проводились консультации в Думе и Общественной палате, были только зоозащитные активисты, которые выступают за свободное обитание безнадзорных собак на улицах городов, и подрядчики, осуществляющие контракты по ОСВВ в своих городах. Обоснованная критика в адрес ОСВВ и ограничения метода попросту игнорировались, оппонентам метода за два года ни разу не предоставили возможности для выражения своей точки зрения в стенах Думы. Общественность, СМИ и депутаты получали однобокую информацию.
"В то же время, - подчёркивается в обращении, - даже беглый анализ доступных независимых данных по методу ОСВВ показывает, что:
Любое свидетельство из этого списка - повод как минимум для совещания специалистов для объективной экспертизы метода. А все вместе – причина для немедленной отмены ОСВВ как единственного метода и проведения широкой и открытой для всех общественной дискуссии. Но этого сделано не было.
Второе требование закона – полный и немедленный запрет усыпления - вообще не имеет прецедентов. Таких произвольных требований нет даже в самых благополучных странах мира с наименьшим количеством усыпляемых животных. В российских пока немногочисленных приютах обяжут пожизненно содержать даже самых опасных собак с некорректируемым поведением. Где взять на это средства, учитывая ограниченные бюджеты местных властей и общественных организаций? Мест в приютах остро не хватает даже для спасения ручных и адекватных животных, которые не выживают на улицах. Агрессивные собаки будут представлять угрозу для персонала, волонтеров и посетителей приютов, среди которых дети и подростки. Известно, что постепенный процесс отказа от усыпления в развитых странах потребовал многих лет комплексных усилий по устранению объективных причин, вызывающих необходимость усыплять, а не появился произвольным образом.
Таким образом, принятый законопроект вместо разумного баланса между интересами безопасности человека, экологии, гуманности и эффективности носит резко односторонний популистский характер, направленный на иллюзорную реализацию пожеланий радикальных или непросвещенных зоозащитников.
В законе также имеются другие недостатки и противоречия, уже вызывавшие протесты среди профессиональных кинологов, общественных активистов, зоозащитников. Закон не дает исчерпывающее правовое обоснование для реально действенного комплекса мер по безнадзорным животным: регистрации и идентификации животных, обеспечения создания приютов, четких и понятных целей и задач в этой сфере и т.д. Пока он - собрание отдельных несвязанных элементов, местами противоречащих друг другу.
Последствия введения такого варианта закона будут без преувеличения катастрофическими в масштабах всей страны.
Среди авторов обращения - Анастасия Комагина, президент Благотворительного фонда помощи животным "Забытые животные", член рабочей группы Министерства сельского хозяйства, Владимир Рыбалко, биолог, координатор Движения реалистической зоозащиты, член рабочей группы Законодательного собрания республики Карелия по законодательству в области обращения с животными, директор Петрозаводского приюта для животных, журналист Елена Типикина, пишущая о судьбах животных в судьбах людей, общественный деятель, инициатор установки памятника "Военным дрессировщикам и служебным собакам Ленинградского фронта", общественный деятель Андрей Ишмуратов, председатель правления ассоциации "Центр общественного взаимодействия" и другие.