Вообще-то у новогодней открытки в этом году юбилей, и стукнуло ей ни много ни мало - 175 годков, - вспоминает в ФБ библиотекарь Татьяна Машковцева.
Как обычно, всё началось с Англии, где этикет - святое.
В декабре 1843 года, перед Рождеством, житель Лондона сэр Генри Коул никак не успевал обойти с визитами родственников и друзей. Это была натуральная засада. Потеря репутации никак не входила в планы сэра. И тогда Генри с блеском вышел из безвыходного казалось бы положения. Он отпечатал рисунок своего друга Джона Калькотта Хорсли, сделанный в 1840 году и представлявшей собой триптих.
На центральном изображении размером 13 на 8,5 сантиметра была нарисована семья, поднимающая бокалы по случаю праздника, а на меньших боковых панелях изображены сценки благотворительности. Под этим всем была большая надпись «Веселого Рождества и счастливого Нового года». Так появилась рождественская поздравительная открытка. Коул отпечатал 1000 копий такой открытки, продав те, которые не разослал друзьям, в своем магазине.
Идея пришлась по нраву другим сэрам, и они с радостью включились в предпраздничную забаву. Простолюдинам, как водится, оставалось лишь дивиться причудам знати. Однако к 70-м годам XIX века, с появлением дешевой марки в пол-пенни, открытки стали доступны любому, даже самому завалящему, представителю широких масс.
Сюжеты викторианских открыток во многом озадачивают, но в ту пору многие символы прекрасно прочитывались: свинья или поросята символизировали богатство, мухоморы сулили крепчайшее здоровье, четырехлистный клевер - оберег от житейских бурь и несчастий, лягушки - успехи в бизнесе. Божья коровка - небесная заступница - с ней новый год сложится прекрасно. Бескрайняя дорога на открытках символизировала путь надежды. Подковы сулили счастье, лебеди - верность, колокольчики - пробуждение и защиту от злых чар, незабудки - обещание любви, а ласточки - любовь к родному дому...»