Posted 27 декабря 2018, 06:16

Published 27 декабря 2018, 06:16

Modified 7 марта, 16:09

Updated 7 марта, 16:09

Деревенский детектив: куда исчезают деньги, выделенные на дороги

27 декабря 2018, 06:16
В России две извечных проблемы: дороги и дураки. Со временем название проблемы трансформировалось: по российской глубинке бьют дороги и коррупция. Именно они поставили Слудское сельское поселение Кировской области на грань исчезновения.

Ирина Мишина

Гибель сельских поселений происходит по-разному. Но в последнее время многие деревни перестают существовать по одной общей причине: отсутствие дорог. Как правило, часть денег на их обустройство поступает из федерального бюджета, часть – из регионального. Но выясняется, что в региональном бюджете этих средств либо нет, либо не хватает. Порой бывают просто детективные истории. «Новые Известия» решили разобраться: куда же исчезают "дорожные" деньги? Случай Слудского сельского поселения - показательный.

…На видео, которое записали жители деревни Слудка, запечатлен путь, который проделал на автомобиле от города Вятские поляны Кировской области до Слудского сельского поселения местный активист, водитель с 30-и летним стажем Александр Шуклин. То, по чему он едет, дорогой назвать трудно: ямы, выбоины, асфальта практически нет; повсюду грязь и какая-то белесая жижа в канавах. Такое впечатление, что по этой дороге проезжала бронетехника, причем не раз.«Никакого ремонта здесь лет 15 не было. У церкви лужа на дороге такая, что утонуть можно. Автобусы в последнее время не всегда до нас доезжать стали : водители ехать отказываются, потому что их машины по пути ломаются . Я тоже за рулем, школьников вожу - на уроки вечно опаздываем. Чтобы 15 км проехать, час нужен!», - рассказывает местная жительница Ольга Крайнова.

«Когда едешь – так трясет по ухабам, что зубы, кажется, сейчас вылетят. Дети опаздывают в школу, больные – на приём к врачу», - жалуется Надежда Игумнова.

«У меня муж инвалид, без ног, часто приходится врача на дом вызывать. А мне отвечают: «У вас дороги плохие, мы не поедем!», - со слезами на глазах сетует Зинаида Семибратова.

Жители Слудского сельского поселения – народ активный. Они неоднократно обращались в областную прокуратуру , жаловались в районную прокуратуру, даже в ФСБ письмо написали. Но отовсюду письма , как заколдованные, возвращались местному прокурору Вятскополянского района С.В. Муржину. Когда у жителей деревни иссякло терпение, они собрались на сход и написали письмо президенту России и председателю правительства Д. Медведеву, а также в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет. Чуда не случилось: в ответ пришли одни отписки…

Все письма и обращения доведенные до отчаяния жители сельского поселения Слудское переслали в редакцию «Новых Известий». Внимательно изучив их, мы нашли несколько поразительных фактов. Так, из Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела следователем СО МО МВД РФ «Вятскополянский» О. Пономаревой следует, что проведенная проверка установила факты регулярного отчета о ремонте дорог. Опрошенные специалисты Администрации Вятскополянского района Федотова, глава Слудского сельского поселения Ржанникова пояснили, что якобы «в период с 2012 по 2017 годы денежные средства на капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения в Вятскополянском районе хотя и не выделялись, но проводился ремонт в рамках муниципальных контрактов с предоставлением всей документации: договоров, техзаданий, актов выполненных работ. Из чего следует, что подрядчиком выполнялись все запланированные работы».

Тем не менее государственный инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД Московской области МВД РФ «Вятскополянский» Алексей Селезнев на камеру заявляет: «Эта дорога не соответствует ГОСТАМ. В августе была контрольная проверка, которая выявила нарушения собственника – администрации Вятскополянского района. Материалы направлены нами в суд».

Нестыковочка, как говорится. Но, может быть, сотрудники ГИБДД не достаточно разбираются в новых технологиях дорожного ремонта? Так, Вятскополянская районная администрация , оказывается ремонтирует дороги «известковой пылью по новым нанотехнологиям». Еще из официальных писем следует, что вместо ремонта произведено "грейдипрование" дорожного полотна. Может, оно и современно, только вот дождь прошел – и ремонта такого как не бывало. Возникает логичный вопрос: а где же традиционный асфальт? Оказывается, в Вятскополянском районе его нет и не будет: 3 местных асфальтовых завода проданы в соседние регионы. Видимо, поэтому теперь, по расчетам администрации Вятскополянского района, 1 километр ремонта автодороги стоит 8 миллионов рублей, а в соседнем Малмыжском районе – и вовсе 5, 6 миллиардов рублей.

А еще из официальных писем жителям Слудского сельского поселения стало известно, что деньги на ремонт местных дорог с 2012 по 2017 годы все же выделялись. Правда, они списывались на расчистку снега зимой , а летом для ремонта использовался грейдер - прицепная или самоходная машина для разравнивания грунта. Логичный вопрос: до какого состояния надо довести дорогу, чтобы она превратилась в грунт?!

«Ситуация, в которую попало поселение в Кировской области – типичная", - считает кандидат экономических наук, учёный секретарь «Всероссийский научно-исследовательского института организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве» Светлана Сушенцова. – «Проблемы эти не только и не столько в низком уровне федерального финансирования. Как отмечали губернаторы на одной из научно-практических конференций, основная проблема - в строительстве дорог в регионах, в механизме и пропорциях софинансирования. Часть денег поступает из федерального бюджета, часть – из регионального», - рассказывает эксперт. Как показывает опыт Слудского сельского поселения, зачастую федеральные деньги, отпущенные на ремонт дорог, попросту ложатся в карманы местных чиновников. Пропадают и средства, которые местные жители собирают на ремонт дорог сами. Как следует из письма Прокуратуры Кировской области, «решением Слудской сельской Думы… предусматривается введение средств самообложения в размере 200 рублей на каждого жителя поселения для решения вопросов местного значения, связанных с благоустройством сельского поселения». И еще интересный факт: «Размер фактически полученных местным бюджетом средств от самообложения граждан… составляет 218 750 рублей».

Как следует из прайс-листа дорожно-строительной компании «Спецстрой», ямочный ремонт 1 квадратного метра асфальтового покрытия стоит 650 рублей. Покрытие 1 квадратного метра дороги крупнозернистым асфальтом толщиной 5 см – всего 450 рублей. Проведя нехитрые подсчеты, можно понять, что при желании и при наличии асфальта можно было бы залатать ямы и ухабы более, чем на 300-х кв. км дороги, ведущей от Слудского сельского поселения к городу или же положить крупнозернистый асфальт на более, чем 500-х квадратных метрах дороги! Но асфальтовые заводы , все три, по непонятной причине проданы городским начальством неизвестным лицам. Часть «народных денег» осела в карманах главы Слудского сельского поселения С.Ржанниковой. По данным Прокуратуры Кировской области, «при проверке… установлен факт направления… полученных от самообдложения средств в размере 32 000 рублей на цели, не предусмотренные решением Слудской сельской думы, а именно – на оплату труда работников органа местного самоуправления. В настоящее время решается вопрос о возбуждении в отношении бывшего главы местной администрации С.Ржанниковой административного производства по ст. 15.14 КОАП РФ».

32 тысячи рублей для сельского жителя – деньги немалые. Но куда подевались остальные 186 750 руб, собранные сельчанами на ремонт дорог? На этот вопрос не дают ответа ни областная, ни районная прокуратура.

Когда я смотрела видео того, что осталось от дороги, ведущей в Слудское сельское поселение, меня не покидал вопрос: откуда взялись такие ухабы, ямы и выбоины, в которых, по утверждению местных жителей, «можно утонуть»? В своем туманном ответе районный прокурор С. Муржин не отвечает, почему не привлекают к ответственности , не штрафуют и не требуют возместить ущерб местного предпринимателя Каримова, который вывозил речной песок из реки Вятка без оформления документов и нанес ущерб автодорогам своим большегрузным автотранспортом. Более того, как стало известно, районный прокурор С.Муржин лично ходатайствовал перед депутатами Вятскополянской районной думы о внесении изменений в рекреационную зону реки Вятка, чтобы упомянутый предприниматель Каримов продолжал вывоз песка большегрузным автотранспортом. Выходит, районный прокурор Муржин лично ходатайствует перед районной думой, чтобы предприниматель Каримов и дальше убивал разбитые местные дороги? Как тут не вспомнить Салтыкова -Щедрина : «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Прокурор, и было у него два ока: одно - дреманное, а другое - недреманное. Дреманным оком он ровно ничего не видел, а недреманным видел пустяки».

На самом деле отсутствие нормальной дороги может привести к гибели Слудского сельского поселения как такового. «Если не будет дорог – из нашего поселения откажутся молоко возить. У нас все работают в колхозе, заняты в хозяйстве. Вся наша выручка, прибыль – от молока. Если его вовремя отвозить на реализацию не будут – откуда нам прибыль получать?» - возмущаются местные жители. К сожалению, все это укладывается в печальную схему последнего времени: «Система сбыта фермерской продукции часто обостряется территориальной удаленностью от перерабатывающих заводов, крупных розничных рынков сбыта. В результате, сетевые магазины отказываются от сотрудничества с мелкими производителями по причине невозможности обеспечить регулярность поставок», - считает учёный секретарь «Всероссийский научно-исследовательского института организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве» Светлана Сушенцова.

Государство сделало ставку на крупные агропромышленные комплексы. Все остальное – вне сферы его интересов. Итог этой политики, увы, печальный: многие деревни просто перестают существовать. За последние двадцать лет 23 тысячи сельских населенных пунктов прекратили свое существование, за последние четыре года сельское население сократилось на 1031,4 тыс. жителей. Количество сельских школ уменьшилось более чем на 45%, больниц – на 22%, клубов и домов культуры стало меньше на 10%.

Деревня Слудка восстала против этой системы. 667 человек – местные жители – отстаивают право иметь свою малую родину. А вот в соседней деревне, Бармино, согласно последней переписи населения, число местных жителей уже равно нулю…

Подпишитесь