Какая грустная новость. В Иерусалиме умер, вероятно, последний из повстанцев Варшавского гетто - Симха (Шимон) Ротем (Ратайзер), псевдоним Казик. Ему было 94 года.
Казик Ратайзер обладал так называемой хорошей внешностью, прекрасно говорил по-польски, в том числе говорком варшавских улиц, поэтому во время войны часто бывал на арийской стороне. Во время восстания в гетто он боролся в Еврейской боевой организации (ŻOB), был ее связным. В мае 1943 года по каналу, выкопанному Еврейским боевым союзом, 19-летний Казик вышел на арийскую сторону и пытался найти проводников по каналам канализации, чтобы вывести из гетто остальных.
«Я делал сумасшедшие вещи. (...) В конце концов мы нашли проводников по каналам с помощью короля контрабандистов с улицы Простой. (...) И вдруг этот король решил, что я еврей. Ну, я говорю, что мы из Армии Крайовой, идем спасти группу поляков, которая помогала евреям, а во время восстания оказалась заблокирована в гетто, ну и так далее. Как-то удалось это решить, я обещал доказать свою "арийскость" после того, как вернусь. Мы пошли. (...) Канализационщики быстро пришли в себя и осознали, как сильно рискуют своей жизнью. В конце концов, они сказали, что дальше не идут и возвращаются. (...) Деньги они взяли заранее. А кроме того, я им сказал, что они совершают геройский поступок и записывают свои имена в польской истории, ну и так далее. Я обращался к патриотической совести поляков», - рассказывал Ратайзер в интервью Анке Групиньской.
В ход пошел самогон, обещание еврейского золота, патриотические уговоры и приставленный ко лбу канализационщиков пистолет. 10 мая Казик все-таки вывел на арийскую сторону уцелевших бойцов гетто по канализационным каналам. На улице Простой (Prosta) есть посвященный этому памятник. Спасти удалось около 40 человек. Остальные, в ожидании грузовика, который не приезжал за ними слишком долго, разошлись по каналам. На их поиски Казик отправил своего лучшего друга - Шламека Шустера. Стоять на месте было опасно и Ратайзер принимает решение уезжать. Те, кто остался в каналах, погиб, пытаясь выйти на поверхность (они спрятались в руинах домов, были выданы и расстреляны), а судьба многих осталась неизвестна.
Ратайзер не мог простить себе этого решения. «Я все помню точно. Я подошел к люку, заглянул туда и крикнул - есть кто еще? Ответа не было. Я вскочил в машину и приказал ехать. Цивья (Любеткин) закричала, что там остались люди. Я говорю, мы не можем ждать. Она - что меня убьет. Я ответил: "Без проблем, у тебя есть револьвер, у меня тоже есть"».
Боролся в общегородском Варшавском восстании 1944 года. Выжил.
После войны организовывал нелегальную эмиграцию в Палестину. Сам в 1946 уехал в Германию и присоединился к тайному движению еврейских мстителей Абе Ковнера. Ратайзер должен был отравить хлеб для бывших эсэсовцев, пребывающих в Дахау. Из-за того, что курьер с ядом был задержан британцами, акция отменилась.
«Я жалею об этом до сегодняшнего дня, они это заслужили. Это были эсэсовцы, а в СС шли только добровольцы. Их руки были по локоть в крови», - говорил Казик в одном из интервью.
В декабре 1946 года он уехал в Палестину. Работал строителем.
«Глядя на нас, израильтяне думали, что с нами что-то не в порядке. Потому что те, кто "в порядке" - погибли. Через некоторое время я изменил свое имя и, когда меня спрашивали, откуда я, отвечал: "Из Петах-Тиквы". Почему Петах-Тиква? Потому что в этом городке жили новые репатрианты, не знавшие иврита, а знавшие лишь идиш и другие языки. И вопросов больше не было. Раз ты из Петах-Тиквы, что ты можешь рассказать? Да я и не должен был рассказывать», - вспоминал он в 1999 году в интервью.
Симха Ротем был участником всех израильских войн.
В 2013 году он приехал в Варшаву в 70-летие восстания в гетто. И говорил так: «Ко мне возвращаются воспоминания, как я по каналам вернулся в гетто, чтобы вывести бойцов Еврейской боевой организации. И никого не нашел. Я представил себе тогда, что я последний еврей в гетто. Спустя несколько часов случилось чудо, нашлись боевые товарищи. Сегодня чуда не случится. Я один из трех оставшихся в живых повстанцев. (...) Люди уходят. Это в порядке вещей, но важно, чтобы оставалась память».
Вечная память.
Оригинал материала здесь.