О том, что зимняя жизнь в Европе для небогатых людей из-за высоких цен на энергоносители особым комфортом не отличается, известно давно. В английском языке, например, появились даже особые словосочетания, характеризующие зимний дискомфорт. О тяжелой зимовке на Туманном Альбионе написал в своем блоге журналист Павел Шипилин:
«В прошлом году Великобританию потрясла смерть от холода в собственном доме 38-летней матери четверых детей Элейн Морралл. Об этой трагедии я писал год назад.
Женщина тепло оделась, но отопление не включила — не было денег. Так мы с вами с удивлением узнали о серьезной проблеме, которую уже много десятилетий не может решить Соединенное Королевство, — топливной нищете (fuel poverty).
Вспомнил я об этой жуткой истории, когда в очередной раз открывал окно в моей слишком жарко отапливаемой квартире. Периодически приходится хотя бы по полчаса ее проветривать, иначе становится слишком душно — топят так, будто на улице минус тридцать, хотя всего-то минус семь.
В Британии все иначе — как пишет Politics, днем небогатые люди, чтобы сэкономить деньги, часто сидят в общественных местах вроде библиотек или кафе. Многие рано ложатся спать, чтобы согреться, и используют свечи для экономии электроэнергии.
Просто средневековье какое-то, вам не кажется?
— Это полный скандал, что люди умирают, потому что не могут позволить себе обогреть свои дома. Я, Дэниел Блейк, показываю трагические обстоятельства и ежедневную дилемму «тепло или еда», с которой сегодня сталкиваются многие тысячи людей в Британии, — заявил известный актер Дэйв Джонс, сыгравший главную роль в фильме «Я, Дэниел Блейк».
Чтобы понять уровень смертности от холода, в Великобритании используется такой термин, как «избыточная смертность». Это разница между числом смертей в течение четырех зимних месяцев (с декабря по март) и среднего числа смертей за предыдущую осень (с августа по ноябрь) и следующего лета (с апреля по июль).
До недавнего времени рекордным сезоном считалась зима 1999/2000 гг., когда от холода умерло 48,5 тыс. человек. По данным Управления национальной статистики, прошлая зима унесла жизни более 50 тысяч британцев — абсолютный рекорд за всю историю наблюдений с 1975 года. Элейн Морралл, умершая от холода в ноябре, не вошла в статистику избыточных смертей.
Смерть от холода — конечно, редкость, эти пятьдесят тысяч свидетельствуют, скорее, о том, что проблема остра. Но не подлежит сомнению: в холодные месяцы львиная доля британцев живет в полном дискомфорте, а их дети слишком часто болеют и пропускают школьные занятия, что приводит к снижению уровня знаний.
Компания Care Network предлагает людям помощь в получении дополнительных льгот и небольших грантов, чтобы, например, заменить котел или заизолировать чердак. Ее генеральный директор Джеймс Хэдли считает, что бедность, плохое жилье, высокие цены на энергоносители и слабое здоровье превращает зимы в опасный сезон для многих британцев.
Точно, средневековье. А то и более ранний этап развития цивилизации — в шкурах-то наверняка было теплее. Да еще в пещере, у костра.
Разумеется, это не означает, что люди замерзают, покрываясь инеем. Нет, речь идет о тотальном снижении иммунитета из-за пронизывающего холода — к избыточным смертям приводят, главным образом, респираторные и сердечно-сосудистые заболевания, а также грипп.
Положение усугубляется тем, что вакцин от гриппа для людей старше 65 в Великобритании почему-то не хватает. Возможно, поэтому число смертей среди стариков в прошлую зиму удвоилось.
Правительственный отчет по топливной нищете за 2015 год отнес к этой категории 17 процентов домохозяйств Англии. Другие исследования показывают 24 процента.
В Шотландии та же история. В июне правительство представило законопроект, который предполагает снижение топливной нищеты до 5 процентов домохозяйств к 2040 году.
Попробуйте перенести такие планы на нашу грешную землю и представьте, что Медведев объявил: у 7 млн россиян в ближайшие двадцать лет не будет центрального отопления. Как думаете, что бы в этом случае произошло? А в Шотландии говорят об этом, не стесняясь и не боясь никаких протестов.
Как же легко управлять такой смирной публикой! Замерзают, не издавая ни звука. Попривыкли.
На мой взгляд, они там оперируют какими-то безумными цифрами. Просто дикие люди. Причем, столбик термометра на Туманном Альбионе в редкую зиму опускается ниже нуля, решить проблему топливной нищеты гораздо дешевле, чем нам. А денег у них точно побольше.
Но в Великобритании по этому поводу особо не заморачиваются. Подумаешь, 30–50 тысяч замерзших насмерть в год, невелика потеря. Бабы еще нарожают.
Конечно, мы в России не можем себе позволить жить без центрального отопления, как в Англии — население зимой реально замерзнет. Но это означает, что сооружение всех этих магистральных газопроводов, котельных и прокладка труб от них к домам, да еще на приличной глубине делает нашу жизнь кратно дороже. И этот нюанс необходимо учитывать, когда мы сравниваем жизнь там и здесь.
Открою-ка я форточку. Опять жарко стало…»