"В 2019 году рок-группе "Машина времени" исполняется 50 лет, - говорит Андрей Макаревич в эфире радиостанции "Эхо Москвы". - С "Машиной" вот у нас довольно долго не появлялось новых песен, потом раз – мы сразу 3 написали. И подумали, что в преддверии 50-летия это хороший знак.
Ну, правильно. Потому что этой музыке 65 лет уже. Ну конечно она тоже взрослеет. Если бы нам рассказали, что средний возраст суперзвезды рок-н-ролла будет 70 лет, мы бы даже смеяться не стали. Представить это себе было невозможно. Когда Леннон говорил: "Не доверяй никому старше 30-ти" и нам казалось, что 30 – это очень старый человек.
Хотя и сегодня есть молодые рокеры, но произошла какая-то магическая вспышка в 1960-е годы, которая дала невероятный заряд электричества молодым людям, которые этой музыкой занимались. И вот самые талантливые, живучие из них продолжают ей заниматься, потому что это самые заряженные батарейки оказались. Вот и все. Это кончилось, я думаю, где-то… когда диско пошло, конец 1980-х – начало 1990-х".
Андрей Макаревич напоминает, что рок-музыка в своём начале была элементом культуры протеста: "Рок-н-ролл – все-таки это был эстетический протест. Вот что там Элвис Пресли? Какая там была политика? Или у Билла Хейли? Да никакая кроме сексуальной революции. "Doors" - это, скорее, исключение. Боб Дилан, но это человек с гитарой. Это, в общем, не вполне рок-н-ролл. Хотя все это было в одном котле.
Протест-то был, в общем, не политический. "Марионетки" те же взять. Они спорили сидели, это про съезд партии или съезд комсомола. Я говорю: "Ребят, это про вас, это про людей. Про ту партию через 30 лет никто не вспомнит, а люди как себя вели, так и ведут. Это система человеческих отношений". Этого никто не понимает".
Рассказывая про гонения на рок-музыку в советские времена, Андрей Макаревич говорит, что у них был не только идеологический, но и экономический смысл: "Члены Союза композиторов пришли в ЦК партии. И у них отбирали деньги просто. Во всех заведениях, откуда шли авторские, вдруг перестали петь их, а запели какие-то Макаревичи, Гребенщиковы. Что это такое? Так что, мотив-то был экономический".
Но потом, оказавшись не в состоянии побороть рок, советская система решила его возглавить. В последние годы Советского союза начали проводиться первые рок-фестивали, организованные комсомолом и под присмотром работников КГБ: "И в Москве бывало. В Прибалтике это было с большей свободой. В Свердловске был фестиваль.
Музыканты понимали, что ими пытаются манипулировать. С другой стороны, они прекрасно понимали, что это один из очень немногих шансов вообще показаться где-то, чтобы их услышали. Потому что сколько можно по общагам, по подвалам играть. А фестиваль – это все-таки какое-то внимание, какая-никакая комсомольская пресса, журналисты, много людей в конце концов в огромном зале. Я когда вышел – там 1200 мест – у меня голова закружилась. Я больше 200 мест зальчиков не видел. У меня полкнижки про это написано, про все эти фестивали".
Нынешние проблемы рэп-исполнителей напоминают Андрею Макаревичу те времена: "Все это комсомольско-партийное обсуждение рок-музыки 40 лет назад. Все это происходило точно так же. И точно так же, как и тогда они сегодня катастрофически не понимают вообще природу этого явления, этой музыки. Эта штука изначально свободная, изначально уличная. Как и рок-н-ролл начинался, в общем. Поэтому попытки приручить его, например… Ну, какие-то муляжи появятся, которые, может быть, даже снаружи будут похожи. Но к рэпу это не будет иметь отношения. Пытаться его запретить – в сто раз глупее, потому что это даст только ответную реакцию и поднимет его популярность, которая и так сегодня безмерно высока. Поэтому… Ну, я не знаю, вообще, на их месте я бы им посоветовал: "Ребят, отстаньте вы от них и не обращайте на них внимание. Дайте им возможность делать то, что они делают, и успокойтесь. Занимайтесь каждым своими делами".