Posted 22 декабря 2018, 08:13
Published 22 декабря 2018, 08:13
Modified 7 марта, 16:13
Updated 7 марта, 16:13
Сергей Баймухаметов, историк, публицист
Полная невнятица начинается сразу, со слова «вовлечение». Что это? Как его юридически квалифицировать? В Уголовном кодексе есть статья 150: «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом…». С комментарием: «Под обещаниями следует понимать обещания вовлекаемому несовершеннолетнему различных благоприятных для него и (или) его близких в будущем последствий: передать деньги либо иное имущество, в том числе похищенное у потерпевшего, оказать какую-либо помощь и т.д.»
Но в статье 150 – речь об уголовном преступлении и уголовной ответственности. А в законе о «вовлечении» прямо написано: «Если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния».
Поэтому повторим вопрос: что такое «вовлечение в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации», как его квалифицировать? Правоприменение, закон не допускают произвольных, расширительных толкований. Ведь судитьбудут совершенно конкретных людей!
Давно уже в прессе, в интернете обсуждается так называемое дело «Нового величия» и «Сети» - по обвинению молодых людей, в том числе несовершеннолетних, чуть ли не заговоре с целью свержения власти. На заседании Совета по правам человека в присутствии президента РФ говорилось о провокации со стороны ФСБ, о пытках. И вот, допустим, в Фейсбуке сообщается: тогда-то и там-то состоится несанкционированная акция протеста. Придут в том числе и несовершеннолетние, ровесники заключенных в СИЗО. Это будет «вовлечение»? И кого привлекать? Весь Фейсбук?
Учтем, что Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусматриваетуведомительный, а не разрешительный характер проведения. Но очень часто власти под тем или иным предлогом не разрешают – так получается несанкционированная акция.
На любую из них могут прийти несовершеннолетние. Значит, будут штрафовать организаторов? За то, что они не проверяли паспорта у пришедших?
И, наконец, что такое несовершеннолетние. По российским законам – лица, не достигшие 18 лет. Паспорт гражданина РФ выдается с 14 лет. Уголовная ответственность за особо тяжкие преступления - с 14 лет. Общая уголовная ответственность – с 16 лет.
Возраст сексуального согласия - 16 лет.
Статья 134 УК РФ: «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста», наказываются вдиапазоне от штрафов и обязательных работ - до 20 лет лишения свободы.
Значит, с теми, кто достиг 16 лет – можно.А если 17-летние придут на несанкционированную демонстрацию– организаторов привлекут к административной ответственности.
В прошлом году, когда молодежь вышла на антикоррупционный митинг, общество вдруг обнаружило новое явление -неожиданную гражданскую активность школьников, студентов.
Тут же возникли обвинения в адрес организаторов: «Втягивание детей в политику», «Использование детей», «Законно ли вербовать через интернет малолетних?» Но говорить: «Детей втянули», «Подбили», «Заманили в сети мальков» - значит обманывать себя. Попробуйте «втянуть», «подбить» 16-18-летних на что-нибудь общественно-политическое, чтобы они вышли на улицы. На рок-концерт, на какую-нибудь «прикольную тусовку» - другое дело. Но –на «митинг против коррупции»? Два года назад все бы сказали: «Ха-ха-ха».
Однако ж они вышли. Тысячи.
Они родились и выросли при ныне существующих порядках. Они острее, чем мы, чувствуют, что «коррупция» в стране –гораздо бОльшее, чем «коррупция». Это некий общий свод правил, реальность, каркас, в котором,если ничего не изменится,может пройти вся их дальнейшая жизнь.
Они только вступают в нее – и уже полны тревог, не видят ясных, гарантированных перспектив. Социального лифта нет, если ты не сын, не внук или не зять начальника. Молодежь получает информацию из Сети, и прекрасно знает, например, где работают и как живут дети и внуки высокопоставленных слуг народа. Они читают, что говорит дочь кремлевского чиновника, которая с 11 лет учится и живет в Париже: «Я очень рада, что живу здесь… У меня вся сознательная жизнь связана с Парижем… и мне смешны вечные обвинения, звучащие в мой адрес, когда говорят, что я должна жить в России. Я испытываю жалость к людям, оставляющим злые комментарии в интернете, и пока они не поймут, что зависть не сделает их жизнь лучше, в их жизни ничего не изменится».
«Коррупция» в сознании молодежи прочно увязана с понятиями «несправедливость», «неравенство».
Они не понимают, почему все так происходит. Они ждут ответов, объяснений (выходили на митинги с плакатами «Я жду объяснений»). А их хваталии бросалив автозаки, в «обезьянники». И сейчас принимают все меры, чтобы не допустить их дальнейшего участия в политике.
Например, в дополнение к уже принятому закону Госдума рассматривает законопроект«об установлении административной ответственности за распространение в информационных сетях информации, выражающей в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации». Наказание – штраф от одной тысячи до пяти тысяч рублей или арест на срок до пятнадцати суток.
Молодежь живет в социальных сетях. Это сфера их общения. Допустим, 18-летний студент, общаясь с друзьями, пишет: «Государство доруководилось до того, что экономика теперь – в глубокой …» И следует известное слово из четырех букв, которое считается полуприличным. На чей-то взгляд -неприличным. Это будет квалифицироваться как «неуважение к государству»? Значит, найдем и посадим?
Мы, старшее поколение, заставшее хрущевскую оттепель, горбачевскую перестройку - считаем себя «обществом». Даже – граждански активным обществом. И вдруг читаем в Фейсбуке: «Эти папы-деды, эти старые пер… (остальные четыре буквы вырезаны мною – С.Б.) довели страну до маразма». Малоприличное слово. И – явное «неуважение к обществу». Значит, будем искать и сажать?
Запреты, законы против молодежи приводят только к ожесточению молодежи. Со всеми вытекающими последствиями в будущем. Ведь они – будущее страны, не так ли?