Posted 21 декабря 2018, 11:11
Published 21 декабря 2018, 11:11
Modified 7 марта, 16:13
Updated 7 марта, 16:13
О том, насколько будет трудно России изжить традиционное неравенство в развитии регионов, чтобы децентрализировать экономику, без чего невозможно нормальное развитие страны, пишет на сайте Московского Центра Карнеги экономист Наталья Зубаревич.
В СССР индустриальные центры создавались в слаборазвитых и дальних регионах, и именно поэтому они не смогли выдержать потом рыночную конкуренцию, а адаптировались только ресурсодобывающие отрасли и отрасли продукция, которых востребована на глобальном рынке, то есть регионы и города со специализацией на добыче нефти и газа, черной и цветной металлургии, нефтехимии.
Позже, когда в 2000-х годах в Россию пришли зарубежные автомобильные компании, вблизи крупнейших агломераций страны – Москвы и Санкт-Петербурга – и на Волге появились обрабатывающие предприятия с современными технологиями. Они и станут промышленным каркасом страны в ближайшее десятилетие. Именно в них и концентрируется платежеспособный спрос бизнеса и населения, так что поляризация развития в России вряд ли сократится в ближайшие десятилетия.
Стало быть, на развитие влияют два главных преимущества: природные ресурсы и продукты их первичной переработки, и концентрация экономики в крупнейших городах.
Так в Москве сконцентрирован 21% суммарного валового регионального продукта, в Петербурге - 5%, в Тюменской области - 9%, а экономический вес всего Дальнего Востока – менее 6%, и всех республик Северного Кавказа – менее 2%.
Соответственно поляризуется и население России. Так, миграционный приток в Москву и Московскую область в 2010-е годы достигал 150–180 тысяч человек в год, в Санкт-Петербург и Ленинградскую область – 100–120 тысяч человек, тогда как для региональных центров этот показатель в десятки раз ниже.
Кроме того, заменой обычной миграции в России стала трудовая миграция отдельных членов семьи – отходничество. Работники едут с периферии в две крупнейшие агломерации, а также на тюменские севера. Таким путем российский рынок труда адаптируется к дисбалансу спроса и предложения.
Не произойдет, по мнению эксперта, в ближайшее время существенных изменений в тенденциях концентрации населения. Средние и малые города будут по-прежнему терять население, а демографические ресурсы села уже истощены.
Россия превратилась в крупногородскую страну, 21% ее населения живет в городах-миллионниках, включая Москву и Санкт-Петербург, а с городами-полумиллионниками – почти треть (31%). Однако преимущества агломерационного развития городов-миллионников и других крупных региональных столиц реализуются слабо, в основном из-за стоящих перед ними институциональных барьеров. Дело в том, что крупные региональные центры представляют собой муниципалитеты, но их налоговые ресурсы жестко ограничены: в бюджет городов поступает лишь 15% основного налога, а остальное уходит в региональный бюджет. В результате уровень дотационности городских округов достиг 58%.
Вертикаль в России действует на всех уровнях, у крупных городов – региональных центров нет ни денег, ни полномочий, и это замедляет их развитие. Плохо работает и горизонтальное взаимодействие муниципалитетов, без которого сложно координировать совершенствование агломераций.
Российские власти планируют развивать крупные агломерации сверху, дополнительно финансируя обновление инфраструктуры, но без институциональных изменений, что приведет к тому, что вместо конкуренции за инвестиции и человеческий капитал крупные города будут всеми доступными способами бороться за федеральные деньги.
К тому же в 2010-х годах выросла роль государства в российской экономике. Увеличились расходы на перевооружение армии, субсидии агропромышленному комплексу, налоговые льготы новым проектам крупного сырьевого бизнеса. Однако «поворота на восток» не произошло: барьеры, мешающие развитию, оказались очень велики. Власти не хотят признать, что в России недостаточно денег, чтобы поднять Дальний Восток. Его развитие может ускориться только при широком привлечении глобальных инвестиций, а для этого нужно снизить институциональные барьеры и отказаться от приоритета размещения там обрабатывающих отраслей, которые не имеют конкурентных преимуществ, кроме первичной переработки сырья. То же самое и в слаборазвитых республиках, где поддержка из федерального бюджета только развращает местные власти.
При этом, никаких конкретных планов по росту инвестиций у власти не существует. Возможно, средства снова будут вкладываться в большие проекты, как это было с Олимпиадой, саммитом АТЭС и чемпионатом мира по футболу. Однако их эффективность очень сомнительна.
Для развития страны необходима децентрализация ресурсов и полномочий, но этому препятствуют как и объективные (различия в налоговой базе регионов), и субъективные (политика федеральной власти в отношении распределения сырьевой ренты) причины. Половину всех налоговых поступлений в федеральный бюджет обеспечивают всего три региона России: нефтеносные Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО, а также Москва (в 2016 году, после снижения нефтяных цен к ним присоединился Санкт-Петербург).
Рентная экономика и сильнейшее неравенство налоговой базы регионов создают условия для бюджетной централизации и концентрации больших средств в руках государства, занятого их перераспределением. Простого решения, которое позволило бы переломить эту ситуацию, не существует.
Сегодня федеральный контроль над бюджетами регионов усилился, вырос вал отчетности по федеральным программам и указам, навязываемый сверху. Умение правильно отчитаться уже давно стало важнейшей компетенцией региональных управленцев.
Глав регионов меняют как перчатки, а в последние годы из центра все чаще присылают «молодых технократов» для контроля за регионами и проведения федеральной политики. Эта система уже привела к сбоям на выборах губернаторов, но в ответ федеральные власти только расширяют десантирование назначенцев из центра.
Мэры крупных городов в значительной мере утратили ресурсы и полномочия, почти везде отменены их прямые выборы. Вертикальная система зашла в тупик, она больше не служит интересам территориального развития. Но она пока обеспечивает контроль над регионами, а для федеральных властей это самое главное.
При отсутствии радикальных институциональных изменений будущее регионов России на ближайшее десятилетие в основном предопределено. Объективные барьеры на пути развития пространства сохранятся, их существенному снижению не поможет даже ожидаемый рост инвестиций в инфраструктуру, поэтому впереди нас ждет продолжение инерционных тенденций в экономике, финансах, демографии, миграции и процессе урбанизации, - заключает эксперт.