Обстоятельное исследование механизма работы Агентства интернет-расследований (АИР), известной еще как российская «фабрика троллей» в американских социальных сетях провели Оксфордский университет и аналитическая компания Graphika. Подробности и выводы экспертов публикует Радио Свобода.
Первой платформой для российских троллей стал Твиттер, затем они проникли в Ютьюб и Инстаграм, а в заключении - в Фейсбук.
Их активность в американских соцсетях резко выросла в конце 2014 года, продолжила рост в 2015–16 годы на фоне президентской избирательной кампании в США, и только к концу 2017 года перестала быть заметной. Интересно, что пик ее пришелся на сам день выборов и на 29–30 декабря 2016 года, когда уходящий президент Барак Обама анонсировал расследование вмешательства российских хакеров.
Механизм троллей таков: с помощью рекламных постов в соцсети продвигались тематические страницы, на которых затем размещались органические, как их назвали авторы исследования, посты, то есть записи от лица групп, страниц и отдельных пользователей, которые выдавались за мнения озабоченных происходящим американских граждан.
Вместе с рекламой своих страниц внутри Фейсбука российские тролли направляли трафик по внешним ссылкам. Количественно большая часть рекламы была нацелена на афроамериканцев, однако это главным образом связано с тем, что кампании в этом сегменте Фейсбука – одни из самых дешевых. Однако ключевой аудиторией АИР были белые консерваторы, а либералов выделили в отдельный сегмент со своей контентной стратегией. Были еще и кампании специально для испаноязычных, граждан азиатского происхождения, для гомосексуалов.
Главной задача троллей была в своих постах вызвать циничную и агрессивную реакцию пользователей. Причем консервативных пользователей они открыто призывали голосовать за Трампа, а остальных – игнорировать выборы и не голосовать за Хиллари Клинтон.
Специально для поляризации общества, для постов избирались провокационные темы: права ЛГБТ, ущемление прав афроамериканцев, полицейский произвол, мигранты, оборот оружия и так далее. Причем для разных аудиторий разные и часто прямо противоположные: среди консерваторов - антиисламские лозунги, среди мусульман –исламские ценности с критикой американской политики на Ближнем Востоке. Любопытно, что число «либеральных» и «консервативных» постов троллей было примерно равным.
Успех превзошел все ожидания: аккаунты, информацию о которых предоставил Фейсбук, опубликовали всего 67 502 постов, их расшарили 31 миллион раз, им поставили 39 миллионов лайков и 3,5 миллиона комментариев (в среднем один пост расшаривали 460 раз и «лайкали» 500 раз. То же и в других социальных сетях. Пять самых популярных постов российских троллей в Фейсбуке были посвящены: праву на владение оружием, противопоставлению иммигрантов и ветеранов, полицейскому насилию против афроамериканцев, антимусульманским высказываниям, высказываниям против беженцев, критике Барака Обамы и поддержке Дональда Трампа. А все пять самых популярных постов кампании в твиттере были направлены на афроамериканскую аудиторию. Были в кампании троллей и точечные проекты. Так перед Днем благодарения в 2015 году они распространили слухи об отравленных индейках в гипермаркетах Wallmart.
Забавно, но на рекламную кампанию в Фейсбуке в пользу Республиканской партии и Трампа «фабрика троллей» потратила всего 5 миллионов рублей.
Раскрыть троллей не составило труда. К примеру, их активность резко снижалась 31 декабря и 1 января, не меняясь во время рождественских каникул. К тому же в метаданных очень часто значились российские номера телефонов и IP-адреса. Но блокировать опасный контент удалось не сразу по причине разного отношения американских технологических компаний к этой проблеме.
Против «Агентства интернет-исследований» уже выдвинуты уголовные обвинения в связи с вмешательством в предвыборную кампанию, хотя Трамп и отрицает сговор своего штаба с Россией, а расследование зовет «охотой на ведьм».
Аналитики делают из своего исследования вывод, что социальные медиа из естественной инфраструктуры, где люди могут обсуждать острые вопросы и координировать гражданскую активность, превратились в инструмент социальной манипуляции. А как с этим бороться, пока, увы, непонятно...