- Какие с Вашей точки зрения были основные события в этом году?
- Самое главное событие этого года - выборы президента. Избрание Владимира Владимировича Путина с очень хорошим результатом. Это очень важно для страны, для её стабильности на ближайшие годы. Это большой и серьёзный этап, потому что каждый раз, когда у нас президентские выборы, всегда есть большой риск что этим могут воспользоваться разные геополитические игроки, могут разыгрывать разные комбинации для дестабилизации обстановки. Но всё прошло удачно.
Я бы здесь ещё отметил и большое выступление президента перед выборами. Его мощное послание к Федеральному собранию, где он заявил о новом оружии, имеющимся теперь у России. Оно не имеет аналогов на Западе, впервые Россия достигла превосходства в вооружениях, показала, что мы можем дать ответ на любые провокации.
Также впервые были поставлены определённые ориентиры для развития страны в ближайшие годы. И здесь я бы отметил Майский указ президента, который появился сразу после президентских выборов. Он задаёт ключевые показатели эффективности всему нашему правительству, министерствам и ведомствам на ближайшие годы вперёд. И будут сделаны соответствующие выводы по итогам как этого, так и следующего года, насколько министерства и ведомства, губернаторы справляются с реализацией заданных в указе трендов.
Следующей я бы отметил пенсионную реформу, как трудный, но важный шаг. Напомню, что в большинстве стран мира либо вообще нет пенсионной системы либо она носит ограниченный характер и касается только чиновников и военных, а в развитых странах пенсионный возраст давно увеличен.
Стоит отметить и съезд "Единой России" - довольно эпохальный, потому что на нем был принят Этический кодекс для депутатов, который будет задавать параметры их поведения. Надеюсь, в ближайшие годы мы увидим, как этот кодекс начнёт действовать. Появится новый тип депутата-единоросса и изгнание из их рядов тех, кто не соответствует правилам кодекса.
- Какие за минувший год претерпела изменения власть в России?
- Началось омоложение власти, но оно не просто произвольное, когда берут и ставят молодых людей. Наконец-то появились объективные критерии для зачисления на госслужбу. Это важная история, потому что мы знаем, что есть и коррупция как очень серьёзная проблема для государственных служащих. Но борьба с коррупцией идет как борьба со следствием, а не с причиной. То есть, когда человек ворует и наносит ущерб - его арестовывают, а надо задать вопрос: как вообще на госслужбе оказался человек с подобными склонностями? И задачу надо ставить не так, чтобы всех посадить, а не пускать на госслужбу людей с плохой репутацией. Поэтому разработан ряд объективных критериев, проходит тестирование кандидатов на те или иные должности, повышение их профессиональной квалификации, приём не по кумовству или знакомству.
Молодые кадры, "технократы", как их ещё называют - это такой новый призыв. Конкурсы - тот же "Лидеры России", проект "Россия-страна возможностей" позволяют проявить себя новому поколению управленцев. То есть, идёт омолаживание власти.
- Появились ли какие-то новые тенденции в гражданском обществе?
- Поддержка гражданского общества развивается очень сильно. Каждый год государство выделяет всё большие суммы на поддержку разных некоммерческих организаций. В связи с тем, что стали действовать принятые ранее законы об иностранных агентах и т.п. мы видим, что гражданское общество стало меньше заниматься политикой, но больше перешло в социальную сферу. Всё больше больше добровольцев, у нас вообще в России прошёл год Добровольца и мы увидели что по всей России идёт гигантский рост добровольческих организаций. За 10 лет их стало больше в 10 раз, за последние три года рост опять же чуть ли не в два раза. Они ярко проявили себя и на прошедшем Чемпионате мира по футболу, который тоже, кстати, можно отнести к основным событиям 2018 года. Это было огромное событие международного масштаба, которое оказало позитивное влияние на имидж нашей страны за рубежом и помогло украсить Москву.
Что касается протестного движения, то социологи фиксируют, что количество людей,готовых участвовать в протестных акциях небольшое, то есть нельзя говорить о росте протестного движения. С другой стороны, мы видим, что протестные настроения есть - это проявилось в виде победы оппозиционных кандидатов на губернаторских выборах в трёх регионах страны. Такое протестное движение возникло из двух составляющих. Первое, фон - это пенсионная реформа, которая, безусловно, в массах не очень популярна. Второе - это недоработки проигравших губернаторов в предыдущий период их деятельности. Проиграли слабые, непопулярные губернаторы, мало общавшиеся с народом и имевшие высокий антирейтинг.
Несанкционированных же протестных акций в 2018 году было меньше, чем в предыдущем. Если вспомнить прошлый год, то были и гуляния по Тверской с уточками и прочие проходки - их было значительно больше, чем в 2018 году. Желание идти на митинги не стало массовым. "Мусорные" протесты тоже носили локальный характер и говорить о том, что это нечто новое не стоит.По местной, локальной проблематике протесты бывали и раньше - и по теме экологической ситуации и против строительства храмов и так далее. Я бы не сталговорить, что в нынешнем году такие протесты аномально большие. Их количество не превысило норму прошедших лет.
- То есть, с Вашей точки зрения основная тенденция в гражданском обществе - это увеличение числа волонтёрских организаций?
- Количество волонтёрских организаций и объёмы деятельности, которую они выполняют.
- Готова ли власть к новым вызовам и новой повестке дня в 2019 году?
- Власть, безусловно анализирует всё, что происходит, понимает, что будут вызовы всилу всё время обостряющейся международной обстановки и давления на нашу страну. По сути, с нашей страной идёт война, и экономическая и информационная, и дипломатическая и в сфере спорта, как мы знаем, и в сфере религии, где спровоцирован раскол православия, по многим другим линиям. И эта война будет обостряться. Мы видим, какое количество фейковой, манипулятивной информации увеличивается в социальных сетях. Всё это - оплачиваемая информация, которая специально распространяется. Поэтому, конечно, власть всё это анализирует и готовит свои предложения к нашим законодателям по определённым вещам, связанным с реформой политической системы.
Возможно, будут внесены какие-то изменения в законы о выборах, возможно - в законы о политических партиях. Такие изменения назрели. Недавний экспертный совет Центральной избирательной комиссии на своём заседании обсуждал такие изменения.
- Как Вы оцениваете работу своего профессионального сообщества - уровень востребованности, поиск новых форм, методов и основные проблемы?
- Если говорить про профессиональное сообщество политтехнологов,то здесь всё довольно бурно развивается. Появилось много новых, молодых кадров, интересных технологий, прежде всего сетевых. Недавно я сам присутствовал и даже получал приз на конкурсе, который проводила Ассоциация политтехнологов России. В разных номинациях людям вручали призы и мы с большим удовлетворением отмечали, что профессиональный уровень высок. Были представлены разные проекты, книги очень высокого уровня. Коллеги обменивались кейсами, различными находками - никакого кризиса, никаких негативных вещей в сообществе не наблюдается. Как всегда, конечно бывает в сообществе, отдельные личности могут конфликтовать с отдельными личностями, что было и в прошлые годы, но не более того.