Олег Горюнов
Защищать в нашей стране бывшего чиновника, у которого с женой-бизнес леди есть имущество за рубежом - дело неблагодарное. Народ, услышав об аресте такого человека, сразу выносит ему приговор: виновен! Но...
"От сумы и от тюрьмы не зарекайся" - гласит народная мудрость, и именно поэтому, следует разобраться в вопросе: "А что не так в деле Олега Сорокина"? И что будет, если против кого-нибудь из читателей выдвинут подозрения в совершении преступления, которые следствие в течение целого года в суде доказать не может, а решение суда на время следствия: заключить под стражу?
Так что не будем торопиться делать выводы и "зарекаться от тюрьмы", ладно?
А еще у автора этой статьи есть такой опыт: среди бела дня ему возле дома разбили голову, он вызвал на место происшествия полицию, но она так и не приехала. Скорая отвезла в больницу, там рассечение кожи черепа размером 3 см зашили, несколько дней в больнице подержали, нападавший был установлен, на него было написано заявление с просьбой возбудить уголовное дело, но ... даже административное дело возбуждено не было "из-за отсутствия состава преступления".
Участковый, который отказал в возбуждении уголовного дела на прямой вопрос пострадавшего: "То есть завтра я могу подойти к своему обидчику, нанести ему порядка двадцати ударов по голове, пока кожа на черепе не порвется, и мне тоже за это ничего не будет?", ничего не ответил. И ничего участковому за то, что он не усмотрел правонарушения в действиях напавшего на журналиста, тоже не было.
Вот такие дела бывают у нас в стране, так что разобраться в деле Сорокина имеет смысл.
Эта история началась в далеком 2003 году, - конец "лихих 90-х" в Нижегородской области немного задержался.
В 2003 году, как уже установил Нижегородский областной суд (4 августа 2006 года - прим. автора), автомобиль Мерседес, в котором ехал в свой загородный дом Сорокин, был расстрелян из автомата "АК-74, кал. 5,45 мм №491597-80, № затвора 597".
Тогда еще 36-летний бизнесмен Сорокин получил тяжелые ранения - в него попали 3 из 16 выпущенных пули.
Но Сорокин выжил, и конечно стал искать обидчиков.
Из достоверных источников Сорокину стало известно о том, что имена исполнителей и заказчика, осуществленного на него покушения может знать некто Новоселов.
По постановлению УВД Нижегородской области проводились оперативно-розыскные мероприятия, в ходе которых Маркеев в группе других оперативников, не представляясь сотрудниками МВД и действуя под видом охранников Сорокина (в гражданской одежде, на автомобиле Сорокина и в его присутствии - прим. автора), вывезли Новосёлова в лес. Там он сообщил полезную для следствия информацию. Показания Новоселова были сняты на видео, из которого явствует, что объяснение было без насилия или принуждения.
Действия сотрудников полиции , которые вывезли Новоселова в лес для проведения следственного эксперимента могут вызвать вопросы.
За эти действия , совершенное 14 лет назад, в марте 2018 года Воронин и Маркеев были арестованы.
А вот страстное желание Сорокина узнать всю правду о том, кто его заказал, следствие посчитало тоже преступлением.
То, что он вместе с тогда действующими сотрудниками правоохранительных органов съездил с Новоселовым в лес, инкриминируется ему как совершение уголовного преступления по статье УК № 126 - "похищение человека".
Оспорить это решение 19 декабря 2018 года попытались адвокаты Сорокина. По их мнению, Сорокин не совершал никакого преступления, а предъявление обвинений сразу по ст. 126 и ст. 286 УК абсурдно в принципе. По крайней мере, весной этого года Верховный суд занял такую позицию в аналогичной ситуации. Кому интересно, можно почитать Апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации № 201-АПУ18-14 от 24.04.2018. Их мнение высказал в интервью "НИ" Дмитрий Артемьев:
"Квалификация поступка моего подзащитного по статье 126 УК (похищение человека) является излишней. Весной этого года Верховный суд высказал такую же позицию по аналогичной ситуации".
Артемьев назвал и дату и номер Апелляционного определения Верховного суда Российской Федерации - 24.04.2018 № 201-АПУ18-14, кому интересно, может почитать.
Есть и еще один юридический нюанс в деле о "похищении человека" Сорокиным.
Сам Александр Новоселов обращался Европейский Суд по правам человека.
Его жалоба № 33954/05 получила громкое название: "Александр Новосёлов против Российской Федерации».
Так вот ЕСПЧ установил следующее, цитата:
Новоселов "участвовал в оперативном эксперименте, проводившемся переодетыми сотрудниками милиции, и, следовательно, находился под контролем государства". (Постановление ЕСПЧ от 28.11.2013 - прим автора).
Другими словами, то что наши следователи называют "похищением человека", Европейский суд по правам человека считает "оперативным экспериментом под контролем государства", то есть - признает тот факт, что Постановление УВД Нижегородской области о проведении оперативно-розыскных мероприятий существовало.
"Мы считаем это определение ЕСПЧ достаточным для того, чтобы преследование Сорокина по 126 статье следует исключить из обвинения", - говорит адвокат Артемьев.
А теперь рассмотрим вопрос о том, что рассказал Новоселов Сорокину и сотрудникам тогда еще милиции, в том числе и Маркееву, когда его отвезли в лес?
Он дал показания против двух братьев: Михаила и Александра Дикиных.
И суд признал их виновными в совершении и организации покушения на Олега Сорокина в 2003 году.
Тогдашний зампредседателя Заксобрания Нижегородской области Михаил Дикин получил срок 16 лет, а его братец - офицер милиции, начальник штаба Приокского РОВД Александр Дикин - 15 лет лишения свободы.
То есть Новоселов не оговорил ни в чем неповинных людей, а назвал имена настоящих преступников, и это признал Нижегородский областной суд.
Вообще-то Новоселов был обязан по российским, да и просто человеческим законам сообщить то, что знал о покушении на Олега Сорокина добровольно, написав заявление или обратившись лично в правоохранительные органы, но он этого не сделал.
Но в 2004 органы МВД получили оперативную информацию, что гражданин Новосёлов осведомлён о заказчиках преступления, и произошло то, что произошло - "следственный эксперимент" в лесу.
Чтобы лучше понять, как у нас вершится правосудие, и почему Олега Сорокина за "похищение человека" в 2004 году арестовали только в конце 2017 года, надо вернуться на несколько лет назад в Нижегородскую область.
С 2010-го по 2015 годы Сорокин был мэром Нижнего Новгорода, и, конечно, членом партии "Единая Россия".
В феврале 2015 года в отставку ушел руководитель СУ СКР по Нижегородской области генерал-лейтенант юстиции Владимир Стравинскас, занимавший этот пост с 2007 года.
В 2016 году по УДО освобождаются братья Дикины.
В марте 2017 года после приезда комиссии из центрального аппарата МВД заявление об уходе со своего поста написал глава ГУ МВД по региону Иван Шаев.
В июле того же года по рекомендации Генпрокуратуры уволился прокурор Нижегородской области Олег Понасенко.
В сентябре 2017 года - отставка бывшего начальника Сорокина — губернатора Валерия Шанцева, и ... "лед тронулся, господа присяжные заседатели".
Олега Сорокина обвиняют в получении взятки, похищении человека, приостанавливают членство в "Единой России"...
"ВЗЯТКА"
По данным следствия, Олег Сорокин получил "неимущественную взятку" - то есть следствие установило, что бывший мэр Нижнего Новгорода никаких денег он ни от кого не получал.
Дело было так:
"ЗАО "Вектрон" специализировалось на подаче жалоб на участников и на организаторов торгов и аукционов по недвижимости, не имея реального намерения в них участвовать лично. Это были неединичные факты. Эта фирма оспорила и один из аукционов в Нижнем Новгороде. Местный начинающий бизнесмен по фамилии Садеков передал этой фирме 30 миллионов рублей, якобы, в интересах Сорокина, точнее, якобы, для того, чтобы "разрешить" конфликтную ситуацию в городе, которым руководил Олег Валентинович, и за это получить его расположение. Садеков получил за попытку коммерческого подкупа реальный срок. Спустя годы взятку Садекова "Вектрону" следствие переквалифицировало в "Неимущественную взятку", хотя Садеков позже признал, что Сорокину, про его "план" ничего известно не было", - заявил в интервью Сергей Лебедев.
Итак, резюмируем: Сорокина обвиняют в получении взятки, которую он и не давал никому, и не от кого не получал.
Анекдотично? Нисколько. Обвинительное заключение уже начали зачитывать в суде.
Даже те, кто пишет в защиту выдвинутых против бывшего мэра Нижнего Новгорода обвинений, признают, что, цитата: "проснувшийся в последние два года интерес правоохранителей к старым уголовным делам, в которых фигурировал Олег Сорокин, весьма созвучен серии недавних отставок руководства региональных силовых структур".
И нельзя не заметить, что сажают за решетку бывших мэров по всей стране быстрее, чем сотрудников правоохранительных органов.
Так произошло и с "делом Сорокина": он был арестован в декабре 2017 года, а его "подельники" - Воронин и Маркеев только в марте 2018-го - то есть на три месяца позже.
Интересно: почему это?
Правозащитник Денис Солдатов, главный редактор издания "Гулагинфо" называет такое правосудие "кривосудием".
"Обвинение Воронина и Маркеева по статье № 286 УК (превышение должностных полномочий - прим. автора) может иметь правовые основания, если суд на основе совокупности всех доказательств установит, что каждый из них совершил конкретные действия, нарушившие законные права Новосёлова, если будут установлены характер и степень причинённого каждым из них вреда Новосёлову, а также достоверно определены причины и время возникновения у Новосёловаа телесных повреждений", - едины во мнении адвокаты Сорокина.
Но ведь и Сорокина наравне с бывшими милиционерами обвиняют в превышении полномочий - такие вот дела...
Ход следствия заслуживает особо пристального внимания.
Адвокаты Сорокина усматривают в ходе следствия "странные закономерности", жалуются в прокуратуру, но все бесполезно - как будто бы бывшему мэру Нижнего уже кто-то вынес приговор.
Вот один из, пожалуй, самых неубедительных доводов следствия в пользу того, что экс-мэра надо держать под стражей, который, почему-то суд до сих пор принимает во внимание: наличие у Сорокина заграничного паспорта, мол сбежит за границу, - лови его потом.
Раз за разом требуя продлить срок ареста Сорокина, следователь заявляет, что обвиняемый может скрыться за границей, потому что у него есть загранпаспорт.
На одном из судебных заседаний адвокат Сорокина протянул пресловутый паспорт своего подзащитного, тот его забирать не стал, сославшись на то, что этот документ может принять та организация, которая выдавала – Федеральная миграционная служба.
Сорокин написал заявление в ФМС: прошу, мол, действие моего загранпаспорта аннулировать. Заказным письмом это заявление и сам паспорт адвокатами были отправлены в миграционную службу и … загранпаспорт вернулся адвокату.
Что бы это все значило? Ответ напрашивается сам по себе: следствию нравится «бояться» побега Олега Сорокина за рубеж.
Есть у него и еще одна «слабость», - оно не торопится знакомить обвиняемых с вещественными доказательствами, то есть с материалами дела. И для этого, как и с загранпаспортом, у следствия нашлось оправдание: вещдоки-то опечатаны.
Вот почему их нельзя вскрыть, предъявить обвиняемым и их защитникам, а потом снова опечатать?
Сорокину это не понятно, и его адвокатам тоже.
Есть и еще одно «загадочное» обстоятельство – это использование и не использование «прослушки» телефонных разговоров обвиняемых. Да, следствие имеет право использовать в своей работе те доказательства, которые считает нужным.
Но использование только тех телефонных переговоров, которые «выгодны» стороне обвинения, и не использование тех, о которых говорят адвокаты Сорокина, утверждая, что в них содержатся доказательства невиновности их подзащитного.Это - объективное расследование?
Из путешествия в прошлое пора вернуться в наше время.
19 декабря в Нижегородской области - своеобразный "День арестов".
19 декабря 2004 года был арестован Михаил Дикин, в то время - заместитель председателя Законодательного собрания Новгородской области. За покушение на Олега Сорокина.
19 декабря 2017 года был арестован Олег Сорокин, в то время - заместитель председателя законодательного собрания Новгородской области, совсем как Дикин 13 годами раньше.
В Новгородской области такие совпадения случайными не считают, и называют "приветом" Сорокину от освободившихся в 2016-ом году из тюрьмы братьев Дикиных.
19 декабря 2018 года в Нижегородском областном суде "дело Сорокина" слушалось в открытом режиме.
Один из обвиняемых, бывший милиционер Воронин попросил суд, в связи с тем, что его новый защитник успел прочитать всего 30 из почти 100 томов уголовного дела, дать адвокату дополнительное время на то, чтобы ознакомиться со всеми документами. Воронин обратился к суду с просьбой перенести заседание с 19 декабря на 31 января.
Прокурор, следователь и потерпевший Новоселов призвали судью Кислиденко отклонить это ходатайство, и она ... так и сделала.
Суд отклонил это ходатайство, посчитав аргументы адвокатов о том, что полноценная защита невозможна без изучения всех материалов дела, несостоятельными.
Сразу же после этого Олег Сорокин обратился к суду с просьбой согласиться с тем, чтобы известный российский писатель и общественный деятель Захар Прилепин стал его общественным защитником:
"Прилепин служил в милиции, и хоть у него и нет юридического образования, у него есть большой жизненный опыт, он известный и уважаемый человек, член штаба Объединенного народного фронта, который на общественных началах и по поручению президента России Владимира Путина, озвученном совсем недавно на съезде ОНФ, призван на общественных началах контролировать исполнение законности в стране, в том числе, в деле вершения правосудия".
Прокурор, следователь и потерпевший Новоселов призвали судью Кислиденко отклонить это ходатайство, и она ... так и сделала.
Далее Олег Сорокин с почти нескрываемым отцовским возмущением обнародовал решение все той же судьи, которая отказала его младшему сыну в свидании. Бывший мэр Новгорода назвал это решение Киследенко оказанием на него невероятного психологического давления и подал ходатайство об отводе судьи.
Это ходатайство поддержали Мареев и Воронин, и все 8 адвокатов. Каждый из выступавших высказал подозрения в предвзятости судьи, личной заинтересованности в обвинительном приговоре, нарушении нескольких статей процессуально-законодательного кодекса.
Стоит ли говорить, что прокурор, следователь и потерпевший призвали судью Кислиденко отклонить это ходатайство?
Но надо особо отметить, что обвинения в свой адрес судья выслушивала с улыбкой на лице.
Выслушав все стороны, участвующие в данном процессе, судья удалилась в совещательную комнату.
Вот тут-то у корреспондента "НИ" и появилась возможность поговорить с потерпевшим Новоселовым, который теперь служит в церкви и от мирских дел, кроме судебных, давно отошел.
- То, что судья ухмылялась в то время, как ее обвиняли в необъективности и предвзятости - это ее личное дело, имеет право! То, что она не дала свидание младшему сыну Сорокина - это неправильно, это плохо.
После этих слов двое вооруженных автоматами охранников служителя культа, попросили автора этой отойти подальше от Новоселова.
А вот как прокомментировал сегодняшнее заседание суда по "делу Сорокина" Захар Прилепин:
"Я, как общественный наблюдатель, не могу не отметить некоторую "заданность" всего того, что происходит на заседании. Вполне возможно, что люди, причастные к обвинению, и "Ваша честь" - госпожа судья имеют совершенно четкое представление, как должно закончиться это дело. Что касается улыбки судьи, - то это такая попытка защиты, когда тебя уличают в явной неправоте".
Стоит ли говорить, что спустя 20 минут судья Нижегородского областного суда в отводе самой себя отказала...
P.S.
Судит Сорокина судья Екатерина Кислиденко, ей 29 лет, и, по иронии судьбы, она была утверждена в этой должности в 2017 году в бытность Олега Сорокина зампредом Заксобрания Нижегородской области.