Дедолларизация укрепит курс рубля, сказал глава ВТБ Андрей Костин ещё летом, а Владимир Путин с этим согласился. Результатом стал сильнейший отток валюты из банков: около 1,5 млрд долларов. Поэтому власти говорить о дедолларизации теперь опасаются, однако этот процесс уже пошел: чиновники время от времени сообщают о том, как страны-контрагенты России переходят на расчеты в рублях или своих валютах. Хорошо ли это? – задаётся вопросом сайт банки.ру, привлекая к его решению экспертов
Начиная рассчитываться в какой-то валюте, вы тем самым повышаете на нее спрос и она дорожает. Однако, в этом случае на этот шаг должны пойти и партнеры. А им это нужно только в двух случаях: либо, когда им продают товар, производимый только в России, или когда грозить вторжением. Других вариантов нет.
Если же просто перейти от расчетов в долларах к расчетам в других валютах, например, в евро, то курс рубля все равно укрепляться не станет.
Сегодня в мире в долларах, как бы к ним не относиться, происходит более 60% всех расчетов, а для того, чтобы внедрить рубль, нужно сделать его стабильной, надежной для хранения ценностей валютой, для чего требуется время и сильная экономика. Ни того, ни другого в России нет.
Не получится отказаться от доллара и при продаже нефти и газа, поскольку углеводородное сырье котируется на международном рынке за доллар, и коли экспортер хочет продавать ее за другую валюту, он должен назвать цену, которая, разумеется, всегда окажется выше цены в долларах. Следовательно, импортеру проще купить сырье у любого другого поставщика, который торгует им за доллары. То есть, продавая сырье за рубли или другую валюту, нужно будет попросту демпинговать...Зачем? Что это даст рублю и стране? – недоумевают эксперты. России это принесет колоссальные убытки.
Еще один вариант – это бартер: нефть на золото.
Однако он и неудобен, и затратен, а кроме того, у бартера есть еще один большой недостаток — очень узкий ассортимент. Правда, после того, как США хотят запретить Ирану в принципе продавать свою нефть (сегодня он продает ее за евро), Евросоюз рассматривает именно возможность бартера: иранская нефть в обмен на товары. Так что при ужесточении санкций, Россия может пойти тем же путем.
Переход на рубли по мнению Костина, очень возможен еще и в сфере торговли оружием, поскольку это как раз российский уникальный товар. Однако, и тут страну ждет засада: доля оружейных контрактов очень мала по сравнению нефтегазовыми, а к том же большинство контрагентов вряд ли согласится перейти на рублевые расчеты.
И уж абсолютно фантастическими выглядят планы перехода на рубли в импорте. Валюта крайне важна для почти полностью зависимой от импорта экономике, чтобы рассчитываться за множество иностранных товаров: лекарств, продовольствия, машин и оборудования, современных технологий. И в этом без доллара США попросту не обойтись.
Не спасут положения и переход на рубли в отношениях с соседними странами. Пока в Восточной Европе на такое никто не соглашается. Да, рублевые контракты существуют в торговле с Индией и Китаем, но Китай уже отказывается работать с рублем, и хочет переводить расчеты в юани, а с Индией контракты будут заключаться и в рублях, и в рупиях, поскольку обмена этих валют на национальные сложен ввиду их ограниченной конвертируемости. Да и рупия более стабильна чем рубль.
Следовательно, заключают эксперты, планы по дедолларизации можно считать безвредным, потому что в ближайшем будущем они нереализуемы.
Для вступления рубля в роль мировой резервной валюты понадобится не одно десятилетие, да и то при наличии экономических и политических к тому предпосылок.
Любые же ограничительные к другим валютам меры только ещё обесценят рубль, тогда как доллар США останется основной мировой резервной валютой и ослабление курса рубля по отношению к нему не изменится.