Кто убил уфимского менеджера Юрия Яшина: версия защиты

17 декабря 2018, 00:00
В резонансном деле об убийстве топ-менеджера оборонного завода на уфимской подземной парковке «заговорил» необычный свидетель — Subaru Impreza WRX, который принадлежал обвиняемому Фёдору Токареву. Тот отправил в СИЗО, назвав «заказчиком», человека, о котором только слышал — Сергея Евстафьева, начальника убитого.

Антон Голубев

Но данные спутниковой геолокации опровергают оговор: Токарев стал следить за жертвой задолго до воображаемого «заказа». Подельники - тоже не в курсе, они шли на простое ограбление. И потому расследование резонансного убийства заместителя коммерческого директора крупнейшего уфимского оборонного завода Юрия Яшина может пойти по новому пути.

Изначально местная пресса объявила преступление раскрытым в рекордно короткие сроки. Обвинение в качестве заказчика жестокого убийства было предъявлено непосредственному начальнику Юрия Яшина Сергею Евстафьеву. Однако это обвинение было основано только на словах Федора Токарева, главаря банды напавшей на Яшина. Других доказательство попросту нет, отмечают юристы. Зато поступают всё новые и новые сведения, подтверждающие непричастность к этому преступлению Сергея Евстафьева, ранее обвинённого в «заказе».

«Обвинение зиждется на показаниях одного человека – главаря банды Федора Токарева. У Сергея Евстафьева, которому было предъявлено обвинение в качестве заказчика убийства, не было никакого мотива, никакой цели совершить данное преступление», - говорит адвокат Евстафьева Роман Петров. Между Евстафьевым и Яшиным всегда были хорошие личные и рабочие отношения, и не возникало никаких конфликтов, утверждают их близкие и сослуживцы.

В свою очередь между Евстафьевым и предполагаемыми исполнителями никогда не существовало никакой связи, не велись никакие переговоры. По данным биллинга, между ними отсутствуют телефонные разговоры. Следствие не располагает и сведениями о личных встречах, и каких-либо других каналах взаимодействия, подчеркивает адвокат.

Юрия Яшина зверски убили 20 июля этого года на подземной парковке у его дома в центре Уфы.

В тот день 57-летний заместитель коммерческого директора Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО) вышел из дома на работу, но до неё так и не добрался. Сослуживцы позвонили супруге Яшина, она спустилась в гараж, и обнаружила припаркованную машину мужа. Рядом с автомобилем нашли лужу крови.

Оперативники сразу взялись за расследование пропажи топ-менеджера, и на следующий день нашли его труп. На теле были обнаружены травмы от ударов тупым предметом, в том числе и несовместимая с жизнью травма головы. Руки жертвы преступники связали строительными хомутами.

Предполагаемых убийц вычислили и задержали по «горячим следам» уже 24 июля. Следователи сообщили, что бандиты не догадались выключить телефон жертвы и не раз «засветились» на видеокамерах.

В СКР заявили, что четыре предполагаемых исполнителя убийства «благодаря грамотно построенной тактике допроса» и «под тяжестью собранных доказательств» сознались в совершении преступления и рассказали о деталях происшедшего.

Евстафьев же был взят под стражу 24 июля. Возможно, что Федор Токарев для облегчения собственной участи, не нашел ничего лучшего, как подставить начальника своей жертвы, на ходу выдумав историю про «заказ». Получить сведения о Евстафьеве и Яшине Токарев мог только от своего «гражданского тестя» Николая Ахмаметьева, начальника отдела технического снабжения УМПО, и тоже подчиненного Евстафьева.

Уже 25 июля в местной прессе появились статьи, о том, что заказное убийство полностью раскрыто. Общественность была поражена деталями жестокого преступления.

«По версии следствия, Евстафьев якобы «заказал» Яшина Токареву в мае 2018 года. Помимо того, что ни одного доказательства этому нет, странным представляется тот факт, что бандиты начали следить за Яшиным почти за полгода до предполагаемого сговора с заказчиком», - отмечает Роман Петров.

Видимо, следили за убитым исключительно с целью ограбления, говорит адвокат. Во всяком случае, так представил дело Токарев своим подельникам. После поимки они заявили следователям, что шли на обычное ограбление. По мнению адвоката, план в таком случае мог быть простым – отобрать ключи и обчистить квартиру состоятельного топ-менеджера предприятия. Кстати, подельники Токарева и про якобы «заказчика» Евстафьева никогда ничего не слышали, и это тоже подтвердилось на следствии.

«Помимо Токарева, исполнителями преступления выступили трое парней, работавших на автомойке. Об их уровне интеллекта например явно говорит тот факт, что они употребляют лёгкие наркотики», - говорит адвокат.

Это молодые люди с «Нижегородки», района в Уфе, который считается не самым благополучным в криминальном отношении, рассказывает Роман Петров. Для них Токарев был своеобразным кумиром и авторитетом – успешный человек, занимающийся какими-то темными делами и постоянно меняющий дорогие машины.

И как выяснилось после задержания, нигде не работающий, с непрозрачными источниками доходов, имевший обыкновение представляться чужими именами, и выдавать себя за сотрудника спецслужб.

При этом слежку за Яшиным Токарев организовал вполне грамотную, и что очень важно, задолго до предполагаемого следствием «заказа».

Факт серьезно организованной слежки за Яшиным еще с ноября прошлого года защите Евстафьева удалось достоверно установить.

Так, перед Новым годом супруга Яшина нашла камеру, установленную в цветочном горшке в подъезде и нацеленную на дверь квартиры. Но в семье не придали значения находке, и только после убийства вдова Яшина сообщила о ней. При этом в ноутбуке Токарева была обнаружена программа, позволяющая принимать изображение с камеры.

Кроме того, Токарев шел буквально по следам своей будущей жертвы с конца прошлого года. Защита выяснила, что с октября 2017 года по апрель 2018 года Токарев пользовался автомобилем Subaru Impreza WRX STI, на котором была установлена спутниковая система «Пандора», фиксирующая время и место остановки машины. Защита опросила владельца автомобиля, которому Токарев продал автомашину, а также получила со спутниковой системы сигнализации «Пандора», установленной на автомобиле, данные об остановках и передвижениях этой автомашины.

Анализ этих сведений показал, что Токарев неоднократно в течение длительного времени находился рядом с домом Яшина, во дворе его дома и на подземной парковке начиная с ноября 2017 года. При помощи специальной компьютерной программы защита восстановила маршрут движения автомобиля, которым пользовался Токарев.

По траектории движения его автомобиля и остановкам, которые длились от нескольких минут до нескольких часов, понятно, что Токарев тщательно изучал место планируемого им преступления еще в ноябре прошлого года, а именно начиная с 28 ноября 2017 года. В декабре 2017 г. и январе текущего года слежка продолжилась, вот конкретные даты: 21 декабря, 9 – 12 января, 22 января, 6-7 февраля и 16 февраля.

Интересно, что 21 декабря Токарев, помимо слежки за Яшиным, успел посетить подряд несколько магазинов электроники и видеотехники. Очевидно, подбирал гаджеты для слежки, задается вопросом защита.

В некоторые дни, например, 7 февраля 2018 г., автомобиль находился около парковки дома Яшина в течение долгого периода времени ночью с 03:47 до 06:02.

Кроме того, Токарев часто останавливался в непосредственной близости от дома Яшина, на расстоянии 20-60 метров от паркинга, где летом было совершено убийство. Причем, не просто останавливался, а находился подолгу, до нескольких часов.

Следствие созванивалось с лицом, купившим автомобиль у Токарева, рассказывает Роман Петров. Сейчас по ходатайству защиты он должен быть допрошен, а сведения, фиксирующие местонахождение автомобиля, приобщены к материалам уголовного дела, отмечает адвокат.

По мнению защиты Евстафьева, указанные данные имеют существенное значение для уголовного дела. Во-первых они подтверждают, что Токарев начал подготовку к преступлению, как минимум, с ноября 2017 года, а во-вторых опровергают показания Токарева о том, что домашний адрес Яшина ему сообщил Евстафьев в мае 2018 года.

Итак, злоумышленники, следившие за своей жертвой, выбрали день, когда Яшин подошел к автомобилю один (личный водитель ушел в отпуск и топ-менеджер УМПО решил самостоятельно доехать до работы) и напали на него. Бандиты вчетвером набросились на Яшина, но получили отпор от физически крепкого мужчины, серьезно занимавшегося борьбой. В результате они забили его битами до смерти.

Следствие установило, что Федор Токарев бил первым, и вообще проявил наибольшую активность в процессе зверского убийства, говорит Петров. Возможно, его удар по голове и стал роковым.

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровья, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего в составе организованной группы, плюс покушение на грабеж – по этим статьям Федор Токарев «пошел» бы как организатор. Видимо, рассчитывая «скостить» себе срок, он в своих показаниях представил попытку ограбления, закончившуюся смертью Яшина, как заказное убийство, обращает внимание адвокат. Казалось бы, преступление более тяжкое, но в случае сделки со следствием есть возможность получить наказание ниже минимального предела. Такая возможность предусмотрена в законодательстве, в свое время она была призвана облегчить раскрытие захлестнувших страну в 90-е годы заказных убийств. К тому же по делу о якобы заказном убийстве Токарев проходит не как организатор, а как исполнитель.

Евстафьев как коммерческий директор занимался серьезной деятельностью, через него проходили значительные финансовые потоки. Возможно, у топ-менеджера нашлись «доброжелатели», которые решили свалить на него смерть коллеги, предполагает адвокат Роман Петров. Впрочем, он воздерживается от версий, кому, кроме Токарева, выгодно обвинять Евстафьева.

«Мы помогаем следствию в законном порядке в интересах своего подзащитного. Евстафьев не обязан доказывать, что он не является организатором этого ужасного преступления. Бремя доказывания лежит на обвинителе. А доказательств нет. Мы надеемся, что следствие во всем разберется, и нашего подзащитного в скором времени выпустят из под стражи. И дело в отношении него будет полностью прекращено», - сказал адвокат.

Интересно, что заказные убийства относятся к одному из самых труднораскрываемых видов преступлений. Это общеизвестно, стоит только обратиться к печальной истории заказных преступлений в нашей стране, отмечает адвокат Петров..

Следует отметить тот факт, что «утечки» о ходе следствия, обысках в кабинетах топ-менеджеров появились в местной прессе еще в более рекордные сроки. Причем отдельные публикации по этому делу носили явно обвинительный уклон, Евстафьев почти впрямую назывался преступником. Впрочем, после задержания Евстафьева местные издания также резко потеряли интерес к делу.

Итак, публичная версия заказного убийства построена лишь на показаниях Фёдора Токарева и отчасти на косвенных показаниях начальника отдела технического снабжения УМПО Николая Ахмаметьева, дочь которого Ольга – гражданская жена Токарева. Именно на принадлежащем ей автомобиле Тойота Ленд Крайзер 200 Токарев и свершил это зверское преступление. А Ахметьев якобы передавал в мае 2018 Евстафьеву телефон Токарева. Это Ахмаметьев утверждает, что якобы дал телефон своего зятя Евстафьеву, но не может объяснить с какой целью.

Интересно, что когда Евстафьева арестовали, именно Ахмаметьев занял его кабинет коммерческого директора. Правда, всего на месяц, потом 65-летнего начальника отдела снабжения отправили на пенсию. При этом Ахмаметьев на пенсию очень не хотел, он сослуживцами характеризуется как человек очень активный.

Возможно, в сфере личных и деловых интересов Ахмаметьева, его дочери, Токарева и стоит искать ниточку, потянув за которую можно распутать преступление, предлагает адвокат Роман Петров.

Впрочем, возможно, Токарев просто использовал тестя, выудил у него информацию о состоятельном коллеге и решил ограбить Яшина.

По версии следствия, получив от Ахмаметьева контакт Токарева, Евстафьев якобы встретился с ним в мае 2018 года и «заказал» коллегу. Об этом также, повторимся, известно только со слов Токарева и, косвенно, Ахмаметьева, других данных у следствия нет. Точно известно только то, что, на «дело», закончившееся трагедией Токарев поехал на Land Cruiser 200, принадлежавшем дочери Ахмаметьева.

Дополнительный штрих к портрету Фёдора Токарева: он уже был осужден в 2018 году уфимским райсудом. Правда условно и за кражу автомобиля с целью перепродажи по статье 158 ч.4 УК РФ. Данная судимость не погашена, а сейчас ему вменяется уже гораздо более серьезное преступление, и он по всей вероятности, стремится «перевести стрелки» в надежде смягчить себе его.

А между тем, из-за оговора уже несколько месяцев сидит в СИЗО Сергей Евстафьев, известный в городе человек, 30 лет своей жизни отдавший родному заводу. На предприятии его все знают и ценят, и недавно написали письмо Президенту РФ с просьбой взять под личный контроль объективное расследование этого дела.

Впрочем, адвокат Роман Петров уверен в благоприятном исходе дела. «Появились новые доказательства невиновности моего подзащитного. Пока мы не можем разглашать эту информацию, но она приобщается к делу», - сообщил юрист.

По его словам, поддержка семьи, коллектива завода и общества помогают Сергею Евстафьеву, который больше всех заинтересован в объективном расследовании, и в том, чтобы убийцы его коллеги и товарища Яшина понесли заслуженное наказание.

#Общество #Новости
Подпишитесь