Проблема стала настолько очевидной, что видна уже на Интернет-картах движения судов, - отмечает vovamerzavets в ЖЖ-сообществе ru_polit: "Не знаю что они сделали, то ли мост перекрыли то ли владельцы кораблей Украину обходят стороной. Но больше в Мариуполь никто не плавает. В порту Мариуполя все уныло".
Проблема сильно обострилась после конфликта в Керченском проливе 25 ноября.
"Морской торговый порт Мариуполя терпит колоссальные убытки из-за действий РФ по блокированию судов в Керчь-Еникальском канале, - сообщает мариупольский портал mrpl.city. -Об этом сообщили в пресс-службе ГП "Мариупольский морской торговый порт":
"Мариупольский порт переживает очередной сложный период. Длительные задержки судов в Керчь-Еникальском канале, связанные с деятельностью погранслужбы ФСБ России, привели к тому, что предприятие не смогло выполнить план по грузоперевалке, а восемь дней, с 24 ноября по 1 декабря, вообще простаивало без флота. В итоге из запланированных на ноябрь 450 тыс. тонн было переработано только 356 тыс. тонн грузов. Как следствие, этот месяц порт завершил с отрицательным финансовым результатом", - сказано в сообщении.
Также на предприятии уточнили, что первая декада декабря не дает оснований для оптимизма. С 1 по 13 декабря было перегружено 185 тыс. тонн из запланированных 233. Причем это те грузы, которых портовики не дождались в ноябре. По самым оптимистичным прогнозам, грузопереработка за декабрь не превысит 375 тыс. тонн.
Ситуация с блокированием судов в Керчь-Еникальском канале уже привела к тому, что из-за длительных простоев партнеры Мариупольского торгового порта перенаправляют часть грузопотоков в черноморские порты. Это, по мнению аналитиков, может иметь негативные последствия в целом для коммерческого судоходства в Азовском море.
Сейчас на предприятии разрабатываются меры по минимизации убытков. Прежде всего, вводится строгий режим экономии, что предусматривает сокращение потребления энергоресурсов и оптимизацию ремонтных работ. Также портовики прорабатывают альтернативные виды загрузки производственных мощностей и надеются, что нынешняя сложная ситуация обязательно разрешится.
Напомним, для изучения последствий Азовского кризиса Мариуполь посетил генконсул Германии".
На возникшую в порту Мариуполя ситуацию обращает внимание и американская газета The New York Times. "Наибольшую тревогу за будущее города и всей Украины в целом вызывает вовсе не приглушенный шум эпизодических перестрелок на окраинах Мариуполя, а та пугающая тишина, которая окутала крупный порт, - сообщает издание в переводе inosmi.ru. - "Это не шутки. Ситуация очень серьезная", - сказал Владимир Омелян, украинский министр инфраструктуры, во время недавнего визита в этот опустевший порт на Азовском море, где больше нет крупных кораблей за исключением одного военного судна, которому уже около 50 лет.
Судоходство возобновилось в преддверии брифинга представителей российских пограничных служб, который состоялся в Москве 8 декабря и в ходе которого они отрицали факт блокады. Смягчение того режима, который киевские чиновники назвали периодической морской блокадой, позволило четырем грузовым судам войти в Азовское море и попасть в порт Мариуполя, где достаточно места для стоянки 18 кораблей.
Одним из этих четырех судов был ливанский корабль, который прождал 12 дней, прежде чем Россия позволила ему пройти из Черного в Азовское море через Керченский пролив под новым российским мостом, ведущим в Крым... Как сообщили украинские пограничники, более 100 кораблей ожидают от России разрешения пройти через Керченский пролив — пролив, о котором прежде никто никогда не слышал, но который с недавнего времени вполне может соперничать с Ормузским проливом по количеству внимания, уделяемого ему мировым сообществом.
Между тем в докладе Андрея Клименко, главы независимой аналитической группы в Киеве, которая ведет наблюдение за движением судов, говорится, что украинские пограничники преувеличили число кораблей, ожидающих разрешения. По его словам, проблема сейчас не в том, что Россия препятствует прохождению судов, а в том, что владельцы кораблей перестали отправлять свои корабли в Мариуполь. Он считает, что в ближайшее время порт Мариуполя будет пустовать "из-за страхов владельцев кораблей"...
Ограничения на движение кораблей увеличивают страховые издержки и заставляют экспортеров на юго-востоке Украины - среди них есть два крупных сталелитейных предприятия - выстраивать альтернативные маршруты, в первую очередь железнодорожные. После свержения режима президента Виктора Януковича количество подходов к пирсам в порту Мариуполя уменьшилось с 1417 в 2014 году до 532 в 2017 году. Но это медленное снижение превратилось в настоящее свободное падение...
Глава городского совета Мариуполя Степан Махсма, член пророссийского "Оппозиционного блока", пытается преуменьшить значение текущего кризиса и называет Россию "нашим соседом", а не врагом, как обычно говорят о ней Порошенко и его министры. По словам Махсмы, вместо того чтобы винить Москву в росте напряженности, Украина "должна сделать все возможное, чтобы привести отношения в порядок".
Начальник Мариупольского филиала администрации морских портов Украины (АМПУ) Игорь Барский тем временем в интервью изданию LIGA.net сообщил, что причины деградации порта Мариуполя начали действительно усиливаться из-за того, что судовладельцы подняли стоимость фрахта до 7 долларов на тонне: "Например, из Мариуполя в порты Италии фрахт стоил 21 доллар, теперь - 28 долларов. А стоимость фрахта из портов Черного моря - 15 долларов. Фрахт из Мариуполя дороже из-за необходимости прохождения каналов и проливов, а задержки увеличивают его стоимость еще больше. Мы два года работаем в режиме четырехдневной рабочей недели". Но в то же время "автоперевозчики отказываются ехать в Мариуполь потому, что нет нормальных дорог. Железная дорога перегружена".