Ни фото, ни останков самолета... Как погиб Чкалов никто не знает

16 декабря 2018, 14:17
80 лет назад, 15 декабря 1938 года, в первом испытательном полете истребителя И-180 в небе над Москвой потерпел катастрофу и погиб самый известный советский летчик 1930-х годов Валерий Чкалов. Блогеры отмечают загадки этой катастрофы: не сохранилось даже фотографий ни самолёта, ни его обломков.

"Об этой катастрофе много спорили в постсоветский период, делая акцент либо на странностях в ее описаниях, либо - на том, что она в тогдашних условиях была вполне естественным и закономерным явлением, - пишет в своём Живом Журнале авиационный журналист Вячеслав Кондратьев. - Отмечу один момент, который, на мой взгляд, вызывает наибольшее недоумение. До сих пор не найдено ни одной фотографии и ни одного чертежа самолета, на котором погиб Чкалов. Есть только предварительный и очень условный эскизный проект, составленный в начале 1938 года.

Это тем более странно, что любой опытный самолет в обязательном порядке и во всех деталях фотографировали на заводе во время постройки, а затем - в готовом виде. И эти фотографии хранятся в архивах. Также нет ни одной фотки с места катастрофы, хотя, они, опять же, в обязательном порядке должны присутствовать в аварийном акте. Многие историки авиации пытались их найти, а заодно и сам акт, но безуспешно. При этом фотографии второго, третьего и дальнейших прототипов, построенных уже после гибели Чкалова, имеются в изобилии.

Если бы я был упоротым конспирологом, то, возможно, задал бы вопрос: а был ли мальчик? Быть может, Чкалова просто "убрали", так как он стал неудобен (много пил, вел себя непредсказуемо, мог сболтнуть лишнее), списав это на мнимую катастрофу никогда не существовавшей машины? Да и вообще, мертвые народные герои - выгоднее живых, так как они уж точно не преподнесут никаких "сюрпризов". В пользу этой версии говорит то, что сразу после смерти Чкалова были арестован директор авиазавода №156, начальник Летно-испытательной станции, начальник 1-го (авиационного) управления Наркомата оборонной промышленности, а также - многие другие работники, имевшие отношение к программе создания И-180. Почти все они умерли в ГУЛАГе, а с ведущим инженером проекта И-180 М.Лазаревым случилась еще более любопытная история: уже на следующий день после смерти Чкалова он при невыясненных обстоятельствах оказался под колесами электрички.

Разумеется, я не предлагаю поверить в приведенную гипотезу, да я и сам в нее не верю, поскольку даже на фоне тогдашних советских чудес и фантасмагорий она выглядит чересчур фантастично. А впрочем, как знать. В нашей стране с непредсказуемым прошлым могло быть всё, что угодно. Во второй половине 1930-х годов Чкалов в СССР был одной из главных культовых фигур".

Еще в 1990-е годы в СМИ публиковалась информация, что Валерию Чкалову предлагали возглавить НКВД после отставки Николая Ежова, с которым ассоциируют репрессии 1937 года. Но он отказался со словами "не хочу быть палачом". Буквально в считанные недели после этого и произошла та самая катастрофа. Преемником же Николая Ежова стал Лаврентий Берия.

Материалы по теме
+ Нью-Васюки имени Чкалова
#Общество #Новости #Авиация #История XX века
Подпишитесь