В Госдуму поступили обескураживающие поправки в закон "Об отходах производства и потребления". Их внесут как депутатские, чтобы успеть принять 19 декабря на последнем в этом году заседании, - сообщает телеграм-канал «Зелёный» змий.
Ведь в предновогодней суете Госдума штампует законопроекты, как пирожки, особо не вникая в смысл.
1) Предлагается легализовать существование всех "пиратских" свалок вплоть до 1 января 2023 года (см. пункт 8 поправок).
Если вы открыли нелегальный полигон до 1 января 2019 года на сельхозземлях или в населённом пункте, не включили его в государственный реестр, не прошли экологическую экспертизу, отрицаете мониторинг состояния окружающей среды и лимиты на размещение отходов, градостроительные и земельные требования, — добро пожаловать!
Вам просто следует договорится с ответственными чиновниками в регионе и Минприроды России, чтобы войти в волшебный "Перечень". Он (в отличие от того же ГРОРО) не имеет порядка ведения и даже не публикуется. Однако позволяет нелегальной свалке успешно продолжать грязное дело.
2) Предлагается разрешить использование объектов, входящих в "Перечень", без лицензии на обращение с отходами I-IV классов опасности (см. пункт 9 поправок). Попирая все основы лицензионно-разрешительной системы РФ.
То есть в мусорной отрасли не будет действовать целый ряд федеральных законов. Включая Уголовный кодекс, который в ст. 171 определяет незаконное предпринимательство как деятельность без лицензии в случае, когда она требуется.
Поэтому полюбуйтесь последний раз на проект "Чистая страна" с ликвидацией свалок в границах населенных пунктов — и бросьте его в камин.
3) А пункты 6-7 предлагаемых поправок гуманизируют всю реформу отрасли ТБО, заложенную в 458-ФЗ от 29.12.2014 г.
Ибо в случае, если регоператор отказался от выполнения своих обязанностей (а это решение можно спровоцировать за пару недель путём разжигания "социального недовольства" и задержек с приемкой работ), чиновники имеют право без конкурса нанять привычные им муниципальные и областные предприятия, имеющие лицензию. И вообще ничего не реформировать, поскольку теперь будет можно.
Такой полёт законотворческой мысли достоин патентования. Если что-то пошло не так, то требования федерального закона можно не выполнять вообще, отложив на «когда-нибудь потом».
Возможно, экстренное дезавуирование мусорной реформы, которым начала заниматься Госдума, кому-то кажется единственно возможным выходом, чтобы избежать коллапса отрасли отходов в масштабах всей России с 1 января 2019 года.
Ведь, положа руку на сердце, следует признать: часть страны к реформе не готова. Прежний состав Правительства упустил динамику процесса, а новому — не хватает времени, чтобы реанимировать «пациента».
Можно долго и жестоко наказывать тех, кто подставил президента Путина, вице-премьера Гордеева, архитектора Майского указа Белоусова и прочих первых лиц государства, которых чиновники ввели в заблуждение, рапортуя о "маленькой победоносной войне" с мусором. Лучше от этого не станет.
Следует помнить одно: в 2017 году Президент прилюдно пообещал, что еще одного переноса срока экологических реформ не будет. И всем нужно, засучив рукава, к этому готовится.
Большая часть губернаторов услышали Путина и готовы работать в новой системе координат. Да, начало реформы будет сопровождаться ошибками. Но они должны выявляться и оперативно устраняться.
Но зачем коверкать законодательство? Зачем разрешать работать с отходами и захоранивать их без лицензии? Зачем легализовывать незаконные свалки и создавать мощнейший коррупционый инструмент в масштабах всей страны?
Полагаем, лучше прислушаться к мнению спецслужб, которые на днях в докладе Президенту честно признали: ряд субъектов РФ к реформе в очередной раз не подготовились, и нужен хотя бы еще один год, чтобы перейти на новую модель.
Такое решение — отложить реформу на год — было бы честнее. И нанесло бы экологии меньший ущерб, чем продвигаемые в Госдуме поправки о легализации "пиратских" свалок до 2023 года и пр.
Шутки — шутками, а законопроект Госдумы об отсрочке мусорной реформы способен подкорректировать «зелёные» параграфы аж Майского указа Президента.
Сравните сами — и почувствуйте разницу.
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204:
«Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере экологии исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов».
Проект № 581681-7 во втором чтении неизвестных авторов:
« До 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющий его функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации».
Кто выиграет в этой эпической схватке? Майский указ Президента или несколько владельцев «пиратских» свалок, которые шантажируют Правительство РФ мусорным коллапсом на Дальнем Востоке, в Челябинске, районах Крайнего Севера и пр.?
Запасаемся попкорном и помидорами.