Сергей Шахрай: "Конституции в среднем живут 11 лет, наша прожила уже 25"

13 декабря 2018, 13:39
Один из авторов нынешней российской Конституции, бывший вице-премьер Сергей Шахрай говорит, что в среднем в мире конституции меняются каждые 11 лет, российская же при всех проблемах прожила уже более чем вдвое дольше, а потому "пациент скорее жив, чем мёртв".

"Ну, больной все-таки скорее жив, чем мертв, - говорит Сергей Шахрай в эфире радиостанции "Эхо Москвы". - 25 лет – тому определенное свидетельство, на этой Конституции шесть раз произносили присягу президенты страны, по ней шесть лет работал президент Ельцин, 19 лет – президент Путин. И, кстати, он первый в истории нашей страны, придя к власти, не переписал основной закон под себя.

Есть некоторые шансы, что Конституция сможет ещё поработать. Кстати, в мире Конституции живут в среднем 11 лет, это американцы посчитали. Если добавить Американскую, 229 лет, то будет средний возраст жизни Конституции 17 лет. Наша – 25. Поэтому все будет хорошо. Я считаю, надо научиться беречь Конституцию. Это – основа стабильности. И наша история учит: любой период смены основы конституционного строя – это всегда или минимум турбулентность, максимум – революция.

Американская конституция начала работать при рабовладении и сегрегации, и только потом уже одна из поправок ситуацию привела в нынешнее демократическое состояние. Вот в отношении тех конституций, которые написаны очень подробно, как я иногда шучу, как инструкция для газовой горелки - такую Конституцию нужно чуть ли не каждые 3-5 лет приводить в соответствие с жизнью.

Мы с Сергеем Сергеевичем Алексеевым, соавтор текста основного закона, написали Конституцию, которую я иногда в хорошем настроении называю универсальной. Небольшой документ, 137 статей, содержащие 12 ценностей, основы права, положение личности. А весь остальной текст – типовые ситуации, типовые способы решения этих отношений в треугольнике "парламент-правительство-президент".

Не нужно писать Конституцию как инструкцию. И мы заложили в тексте несколько инструментов ее развития или, как вы говорите, настройки на реальную фактическую жизнь. Это – конституционные законы. Сейчас их 96. В принципе, Конституция – это 76-я статья, разрешает принимать конституционный закон по любому вопросу федеральной компетенции. Это означает, что изменилась ситуация, не надо лезть сразу с поправками в текст, принять конституционный закон, регулирующий эту область деятельности. И тогда Конституция развивается. И второй инструмент – это толкование Конституционного суда и вообще решения конституционного суда, у нас Конституцию творит конституционный суд РФ. И получается, что базовый текст не меняется, но тем не менее, что такое конституционный закон? Это – часть конституции. Тем не менее, парламент и президент настраивают конституционный строй на фактическую жизнь.

Кстати говоря, у президента нет права не подписать конституционный закон. К обычному закону он может применить вето, а конституционный закон он обязан подписать, на этот счет даже есть решение конституционного суда специальное.

В 1993 году наша Конституция, в общем-то, собирала из хаоса, безвластья, революции государство, она была в тот момент на 100% реальной. Все возникало на Конституции, она творила новое государство. В действующей Конституции, кстати, ни у кого нет права выхода из состава России. Впервые в нашей истории Конституция не содержит этнического характера образования государства. Мы использовали национально-культурную автономию".

#Новости #Политика #Конституция
Подпишитесь