Армения стала еще одной страной бывшего СССР, в которой уличные протесты привели к смене власти. Но только там ушедший не популярный старый лидер Серж Саргсян не убежал за границу, а остался жить на своей родине и принял участие в парламентских выборах, - пишут на сайте Московского Центра Карнеги эксперты Кирилл Кривошеев и Айк Халатян.
Новый лидер Армении осторожно ведет себя со старой элитой. Да, обыски и аресты проводятся, но и переходы старых кадров в новые структуры тоже есть, что позволяет Николу Пашиняну избежать и гнева общества и объединения старой элиты против себя.
Сначала Пашинян бушевал, демонстрируя силу и решительность. Особенно яркой стала история с влиятельным генералом Манвелом Григоряном, главой союза ветеранов карабахской войны. Обыск в его доме напоминал события в резиденции Януковича «Межигорье»: шикарные апартаменты, люксовые автомобили, зоопарк и... присвоенная
Генералом помощь (тушенка, сгущенка, лекарства...), которую армянские школьники собирали для армии в дни апрельской войны 2016 года. Даже два предыдущих президента не рискнули арестовать генерала, а Пашинян сделал это, показав старым элитам, что ждет любых контрреволюционеров.
Разумеется, что после победы бархатной революции бывшую правящую Республиканскую партию Армении (РПА) начали массово покидать ее депутаты-бизнесмены. Особенно те, у кого побывали с проверками представители Службы национальной безопасности (СНБ) и налоговой. Теперь они послушно голосуют за все инициативы нового правительства.
В результате, на выборах за Республиканскую партию проголосовали лишь 58 947 человек, хотя в ней числилось 143 тысячи.
Правда, по мнению экспертов, РПА была не партией, а «профсоюзом чиновников». Но и новая правящая сила «Гражданский договор» (часть пашиняновского блока «Мой шаг»), тоже не партия, а «клуб по интересам».
На митингах Пашинян повторял, что бизнесмен, избранный депутатом, – это пережиток «старой Армении», а в «новой Армении» честное правительство будет гарантировать бизнесу равные условия «вне зависимости от политических взглядов». Ряд крупных предпринимателей с высоким антирейтингом из-за тесных связей со старой властью не смогли избежать серьезных последствий для своего бизнеса. И для них работает тот же принцип, что и в Грузии времен Саакашвили – «процессуальные соглашения», или попросту – откуп, который Пашинян называет «правосудием переходного периода» с целью «не заполнить тюрьмы, а вернуть похищенные деньги».
И некоторые бизнесмены и бывшие чиновники вполне готовы идти на такие соглашения. К примеру, брат бывшего президента Александр Саргсян готов подарить государству $30 млн, а экс-глава таможни – одну из самых дорогих гостиниц в Цахкадзоре стоимостью $15–20 млн...
Самым же громким конфликтом Пашиняна стало дело экс-президента Роберта Кочаряна, обвиненного в использовании армии против мирных демонстрантов в 2008 году, когда погибли 10 человек. Именно тогда и сам Пашинян «за организацию беспорядков» получил семь лет лишения свободы, из которых отсидел два, и вышел по амнистии. Так что у него с Кочаряном личные счеты, хотя Кочарян и дружит с Путиным.
Правда, дело Кочаряна, показало, что бывший президент – совсем не легкая мишень, какой, к примеру, стал в Украине Виктор Янукович, брошенный своим окружением. Роберт Кочарян сам пришел к СИЗО, но ясно дал понять, что не собирается сдаваться. И если сейчас силы неравны, то неизвестно, что будет через год или два, если предвыборные обещания Пашиняна не сбудутся, а Путин начнет мстить за друга, не согласившись на уступки по газу.
Непримиримость Пашиняна к тем, кто не признает его «народным героем», пока позволяет ему удерживать высокий рейтинг. Однако лишь арестами, без прогресса в социально-экономической сфере его надолго не сохранить.
Эксперты отмечают, что одним из слабых мест Пашиняна является «короткая скамейка запасных», другими словами, в его окружении недостаточно специалистов, способных возглавить серьезные - силовые и финансовые - ведомства.
Помимо прочих, самое серьезное непонимание у гражданских активистов вызвало назначение губернатором Сюникской области бывшего замначальника полиции Унана Погосяна. Это даже спровоцировало протесты, но, судя по всему, поступить иначе Никол Пашинян не мог. И таких неизбежных и непопулярных назначений будет все больше, что не добавит ему популярности у революционеров, но упростит соединение старой и новой элиты.
Никол Пашинян сегодня – это заложник своей огромной популярности и завышенных ожиданий. Но если проект «Армении будущего», где не будет коррупции, но будет средний класс и хорошие отношения и с Россией, и с Западом, провалится, ему несдобровать. Толпа расступится и отдаст его на съедение тиграм из старой элиты, которые как раз успеют собраться с силами, - констатируют эксперты.
Полностью здесь