Последние внешнеполитические события могут привести к очередным санкций США против России, в том числе и к ограничению энергетических проектов, в частности, «Северного потока – 2». Кроме того, в чёрном списке российских граждан, попавших под санкции могут появиться новые имена, - пишет на сайте Московского Центра Карнеги журналист Александра Прокопенко.
Эти ограничения всё больше придают российской экономике вид откупного капитализма, когда уже целые отрасли экономики распределяются между компаниями друзей президента.
При очевидном стремлении Путина к экономической независимости страны, при дешевеющей нефти, властям приходится переходить от трат к сбережениям, причем курс на консолидацию государственных расходов стал приносить плоды: профицит бюджета в этом году составит более 2 трлн, а в следующем - 1,9 трлн рублей. На историческом минимуме находятся инфляция и безработица, рекордно упал государственный долг: 15% ВВП на 2019 год. То есть, условия для инвестиционного бума и возвращения капиталов в страну вроде бы созданы...
Однако никакого бума нет, поскольку зарубежные компании боятся новых санкций, а российские инвестировать не торопятся. Даже оптимисты из Минэкономразвития сдержанно оценивают перспективы: рост инвестиций станет выше 6% не ранее 2020 года...
Доходы от нефти и газа тоже пока никуда, кроме Фонда национального благосостояния, не вкладываются, и уже в 2019 году достигнут 7% ВВП, которые скорее всего будут инвестированы за рубежом – к примеру, выданы Египту в качестве кредита на строительство АЭС.
Почему же такие огромные средства не тратятся на собственное развитие? – задается вопросом эксперт.
Дело в том, что первыми жертвами западных санкций стал «ближний круг» Путина: Сечин, Чемезов, Тимченко, братья Ротенберги, - власти США напрямую указывали на их тесную связь между собой, и следовательно – на наличие совместных для этой группы лиц бизнес-интересов. Давление на них оказалось настолько серьезным, что и азиатские партнеры держатся подальше от их денег, опасаясь новых санкций. Их уже не ждут на форуме в Давосе, им не разрешают инвестировать в Европе, тем самым плотнее связывая членов этой группы между собой.
Зато в качестве компенсации государство стало все чаще и без конкурса распределять среди них госзаказы, и, взяв курс на импортозамещение почти всего, сделало главными его выгодоприобретателями близкие к Кремлю предпринимателей. И получилось так, что западные санкции как нельзя лучше проявили, кто из бизнесменов по-настоящему близок президенту, а кто не очень. Так, например, не «слишком близкие» Дерипаска и Вексельберг, получили государственную поддержку на иных, не таких благоприятных условиях, чем «близкие», кредиты им предлагаются уже по рыночным ставкам.
Таким образом получается, что чем больше давление оказывает Запад на страну, тем прочнее связи внутри околопутинской группы, и шансов что ее пополнит кто-то извне практически нет, - разве что кто-то из пока неизвестных, но в прошлом тоже близких президенту людей.
Однако сплоченность этого круга зависит не только от внешних факторов, но и от того, какие факторы внутри него стимулирует лояльность и преданность: материальные бонусы от государства, или внимание президента. Только вот первый источник стал ослабевать вместе с надвигающимся кризисом, а второй - с трансформацией Путина в «национального лидера», которого все больше заботит геополитика.
Именно поэтому, «царедворцы» ищут для себя иной статус, который позволит им брать под контроль процесс распределения материальных благ, прописываясь в рядах чиновников. Так, чтобы новые мегастройки можно было оплатить не сверхдоходами от нефти, а с помощью принятия законов о новых сборах с населения и бизнеса через НДС.
Бизнесмены и чиновники, связанные с транспортом и дорожным строительством, например, ратуют за переход регулятора отрасли фактически под полный контроль царедворцев, не стесняются говорить о своей близости к президенту.
А нефтяники, согласившись подписать с правительством нерыночные соглашения о сдерживании роста цен на бензин, получат в виде льгот обратно половину из 2 трлн рублей доходов от завершения налогового маневра в нефтяной отрасли, которые рассчитывает получить правительство. В отраслях, где государственные средства распределяются среди своих конкуренции нет совсем, и частный бизнес не может тягаться с госкомпаниями или фирмами, принадлежащими ближнему кругу. Таким образом именно и только госкапиталисты, близкие президенту, умудряются зарабатывать на санкциях. И вероятно, нежелание тратить сверхдоходы внутри страны во многом обусловлено страхом перед тем, что деньги в итоге все равно осядут на счетах госкапиталистов, а не только перед черным днем от введения новых санкций, - заключает эксперт.
Полностью здесь